…Эти места чем-то напоминают карельскую тайгу: земля, покрытая ковром ломких седых лишайников и зелёным мхом. Горы, покрытые сосновым лесом, черничник и реликтовое болото, где водится клюква. Тихие лесные ручьи моют узловатые корни деревьев. И россыпи гигантских валунов среди сосен.
С доледникового периода сохранились здесь щепки от древних сосен, сохранившие всю структуру дерева: с сучками, годичными кольцами и даже прожилками смолы, – древесные окаменелости можно найти на склонах среди камней. Не с ними ли связан встречающийся в русском фольклоре сказочно-мистический образ волшебного «деревянного камня», исполняющего желания и раскрывающего тайны?
«Рачейские Альпы» – так называют это благодатное место – находятся на западе нашей области, на самой границе с Ульяновской. От Сызрани на машине – меньше часа ежзы. Можно и на велосипеде: недалеко – менее 60 км.
Село Смолькино находится в десяти километрах от Старой Рачейки, ближайшие населённые пункты к северо-западу Алёшкино и Ерёмкино – уже на территории Ульяновской области. Смолькино – село по нынешним временам небольшое, большую часть его населения составляют чуваши. Есть магазин, школа — правда, только начальная, фельдшерско-акушерский пункт и Дом культуры, в котором действует библиотека и даже есть свой чувашский фольклорный ансамбль, неоднократно выступавший в Сызрани, Тольятти и Самаре.
Первые записи о селе датируются 1733 годом. Но сами жители считают, что первыми поселенцами на этих землях были предки нынешних чувашей – те, что уцелели после разгрома Волжской Булгарии. Опасаясь преследования, селились в глухих лесных уголках, вдоль оврагов, на малоплодородных землях. Поля в окрестностях Смолькина и правда – песок да камень, хорошо родились лишь неприхотливые культуры: рожь, овёс, просо, горох, чечевица да конопля, из которой ткали полотно, вили верёвки. Одна из окрестных лесных деревушек так и называется – Конопляный. До революции лучшие луга принадлежали священнику: название Пуп-Сярань – «Попов луг» – сохранилось до нашего времени.
По некоторым версиям, название село получило от имени или прозвища первого жителя, охотника Смоляна, Смолько. В соседней Ульяновской области часто встречается фамилия Смолькины. Другая версия напрашивается сама: кругом на много вёрст сосновые леса, где издавна добывали смолу-живицу в промышленных масштабах. На старых деревьях видны следы подсочки, и тут и там под ногами валяются проржавевшие жестяные конусы, в которые стекала живица.
Между Ерёмкиным и Старой Рачейкой существовала деревянно-рельсовая дорога, по которой возили брёвна с делянок.
Почти до начала ХХ века избы в Смолькине отапливались по-чёрному. 1921 год был трагическим в истории Смолькина. Лето выдалось засушливым, хлеба высыхали, не созрев, и одна из жительниц, принеся сноп с поля, решила подсушить его в устье печи: может быть, после этого зёрна можно будет смолоть? От случайной искры сгорела половина села, многие семьи остались без крова, а лесной пожар, бушевавший несколько дней, дошёл почти до Алёшкина.
Гремячий – несмотря на мужской род, это очень маленькая деревенька в двух километрах от Смолькина, на самом берегу истока реки Усы. Единсктвенная улица идет вдоль реки – три-четыре жилых дома, да ещё один, недостроенный, кирпичный, принадлежащий некоему «арендатору». Постоянных жителей нет – наезжают летом и по выходным, – и потому в Гремячем нам встретился один только местный абориген – рыжий пёс.
По традиции русской топонимики слово «гремячий» фигурирует в названиях тех мест, где когда-либо ударила молния. Например, «Гремячий ключ» – родник, образовавшийся от удара молнии. Чувашское же «имя» Гремячего — Киреметь-Варе. У ближайших соседей чувашей — марийцев и мордвы (население соседних со Смолькиным сёл Алёшкина и Ерёмкина составляет в основном мордва-мокша) – имя Кереметь носит языческое лесное божество. К слову, отнюдь не доброе: в марийской мифологии оно противостоит верховному богу-творцу Кугу-Юмо. А вообще Кереметь – это олицетворение стихийных сил, которые могут быть и дружественными, и враждебными человеку, и которые следует всячески задабривать приношениями. У чувашей Киреметь – понятие более широкое. Как говорит соответствующая статья «Мифологического словаря» под редакцией Е.М. Мелетинского, это «название категории духов, в которых превращались души почитаемых людей — в частности, колдунов, вроде славянских щуров, от которых пошло понятие пращур.
Первая достопримечательность находится примерно на полпути к Гремячему – сосна, к которой «некрутов водили»: выросла наособицу, на опушке леса, да к тому же на пригорке, у перекрёстка дорог, и, судя по росту и обхвату, намного старше всех ближайших деревьев. Новобранцы – «некруты», как их здесь называли, – обнимали огромное дерево и просили: «Сосна, сосна, верни меня домой!». А еще смолькинские «некруты» ходили к Семиключью – так называется овраг, где сливаются семь родников.
По-чувашски название Смолькина звучит как «Аса Пусе» – «начало Усы», хотя через село протекает не сама Уса, а её приток Каргалка. Уса же начинается выше — почти у посёлка Дружба. Легендарная разбойничья речка, впадающая в Волгу у Молодецкого кургана, в окрестностях Смолькина — тихий ручей, петляющий меж ольховин, однако именно здесь в нем, в чистой и холодной воде лесных родников, до сих пор водится форель.
Возле Гремячего в Усу впадает Винная речка – во времена советской власти на её берегах тайно гнали самогон. Ниже Смолькина в неё вливаются воды Каргалки, которая, в свою очередь, имеет два притока, один из которых берёт начало у Семиключья. А вообще, как утверждают геологи, в глубине, в карстовых пустотах, здесь протекает большая подземная река. Немало пещер, большинство из которых почему-то связывают с именем Степана Разина.
С карстами связана и одна из местных легенд — страшноватая и таинственная, — о том, как когда-то в яму, разверзшуюся внезапно на дороге, рухнул целый свадебный поезд – молодые, гости и лошади с телегами. Несколько дней из-под земли слышались стоны, потом всё стихло. Не знаю, правда ли это, но у дороги к Алёшкину, возле лесного питомника действительно есть карстовая воронка, заросшая лесом…
Впрочем, главной достопримечательностью этих мест остаются каменные валуны. Есть на околице Смолькина камень, который местные жители называют «Бабай-тюле» или, попросту, «бабайкой». Напоминает он какого-то древнего идола, а скорее – надгробную плиту, на одном конце которой можно различить полустёртое изображение человеческого лица в остроконечном головном уборе с орнаментом, в котором ясно просматривается колесо с шестью спицами – солярный или громовой знак; ниже лица – выступ, будто сложенные на груди руки. Бытует версия, что камень этот вовсе не надгробие, а… окаменевшая женщина в остроконечном чувашском сарпане, а «бабай» – мордовское произношение слова «баба». Прокляли бабу: «Будь камнем», – она и окаменела…».
Жертвой проклятия почитают здесь и местную языческую святыню – Каменного Коня. Коню этому две тысячи лет, и у него есть имя – Самеле. По преданию, конь, даже несмотря на побои, не смог сдвинуть с места слишком тяжёлый воз с дровами, и жестокий хозяин, потеряв терпение, проклял верного труженика. И живёт теперь в Каменном Коне дух дождя – Киреметь. Во время засухи Коню до сих пор приносят дары (считается, что необходимо что-нибудь «живое» – яйца, рыбу и т.д.) и с помощью специального берёзового веника омывают его водой от Семиключья. Омывают водой и «бабайку» — она совсем рядом.
В Смолькине, как и везде, самая большая проблема – это работа и, конечно же, люди. И при советском союзе сельская молодёжь, выучившись, стремилась осесть в городах, не видя для себя иных перспектив. А теперь, после развала колхоза, и подавно. Те, кто не может найти работу, пропивают родительскую пенсию. Хотя какая может быть безработица в селе: земля есть — сажай себе картошку на продажу, как делают многие.
Впрочем, кто-то неплохо зарабатывает и на заготовке леса: местный лесхоз продаёт делянки под вырубку, но, как считают разумные люди, процесс этот чем дальше, тем больше становится бесконтрольным и грозит самому существованию уникальных реликтовых боров. В Жигулёвском государственном заповеднике, чтобы сохранить «рачейские альпы», есть планы открыть филиал заповедника в районе Смолькина. Но главное, согласитесь, необходимо для начала переменить сознание людей – изменить их потребленческое отношение к земле и окружающей природе. И для этого совсем не обязательно купать Каменного Коня…
Источник: Читай и думай, Сызрань!