«video»>
Многим водителям — профессионалам и любителям — старшего поколения хорошо известно имя Виктора Михайловича Никонорова, более 33 лет отдавшего службе в ГАИ. Он был также инспектором-дознавателем, сотрудником МРЭО. Таковы основные жизненные вехи капитана милиции.
Те, кто знает его, всегда отмечали коммуникабельность и справедливость этого человека. Не было в нем жлобства и рвачества. Никоноров благодарен судьбе за то, что наставниками у него в свое время стали Владимир Сергеевич Александров и Пётр Васильевич Явкин — настоящие мужики, о которых он вспоминает с глубоким почтением.
— Меня и Николай Валентинович Шишлов в 2011 году не отпускал, когда я решил уйти на покой, — вспоминает Виктор Михайлович, и в его голосе я ощущаю гордость…
Яркой и интересной была жизнь Никонорова. Случались, конечно, и нарушители, и погони. Только ведь и машин тогда насчитывалось в разы меньше. И водители были уважительнее, дисциплинированнее.
С большой ностальгией вспоминает Виктор Михайлович то время, когда Сызранский автокомбинат отправлял на уборку урожая в Большечерниговский район целый автопоезд, состоявший из 350 машин.
— У нас там все было автономно, — рассказывает он. — Разбивали целый городок со своей системой жизнеобеспечения. Там были производственные мастерские, столовая, баня, парикмахерская. Курировал все это тогдашний заместитель директора комбината по безопасности Александр Михайлович Ушаков.
Большечерниговские коллеги Никонорова не в состоянии были справляться с такой огромной армией водителей. А у сызранского гаишника все контролировалось. Что интересно, за все время уборочной Виктор Михайлович не составлял ни одного протокола! Просто на месяц забирал у нарушителя водительское удостоверение и давал возможность человеку одуматься, поразмыслить, как дальше жить. Уйти шоферу с одного из лучших в регионе предприятий было бы самоубийством. Люди менялись, становились дисциплинированнее. Ну а те, кто послабее, все-таки лишались работы. Правда, таких были единицы.
Когда открывался правительственный санаторий «Волжский утес», для сопровождения машин с ВИП-персонами пришли два мотоцикла. Они были более скоростными, маневренными, устойчивыми. Но нести службу на них оказалось неудобно. Негде даже было блокнот положить, чтобы в случае надобности выписать протокол нарушителю. А Виктор Михайлович мечтал об одном из таких и ждал целое десятилетие, когда их сдадут в металлолом и он начнет восстанавливать раритеты по частям…
Страсть к тому, чтобы вдохнуть в машину новую жизнь, Никонорова преследовала давно. Но реализовать ее сполна он смог тогда, когда ушел на пенсию. Несколько лет восстанавливал ГАЗ-67 1943 года выпуска. Теперь ветеран горд тем, что ездит на нем на парад 9 Мая. Параллельно он трудился над реставрацией транспортера переднего края, предназначенного для перевозки боеприпасов и раненых.
Виктор Михайлович так горячо, со знанием дела говорит обо всех восстановленных им транспортных средствах, что я завороженно слушаю его, не перебивая. Профессионал высокого класса, он оказался еще и умельцем на все руки. Легко разбирается в чертежах, а главное — машина для него словно живое существо.
— Во многих населенных пунктах, даже гораздо меньших, чем наш город, есть музеи автомобильной техники, — вздыхает Виктор Михайлович. — А мы, что, хуже?
Действительно, прекрасная идея! И надо бы постараться ее осуществить, пока есть такие энтузиасты, как Никоноров.
Нина СУГЛОБ
Фото из семейного архива В. М. Никонорова.
Волжские вести