Совсем немного остается до начала нового учебного года. Особенно сложно входить в школьный график будет первоклашкам. По мнению учителей и психологов, несколько месяцев у выпускников детских садов уйдет на адаптацию к новым условиям. Речь идет именно о психологической перестройке жизни малышей.
Многие родители считают, что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только интеллектуальную готовность — научить ребенка читать, считать и решать. И это обеспечит его полную подготовку к школе. Но очень важным аспектом является внутренняя личностная готовность: его уровни приспособления к новым условиям, самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил.
Совет родителям: ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогут почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
В первом классе дети чаще всего страдают от смены режима. В детском саду к ним относились более снисходительно, а в школе предъявляют определенные требования. И не каждый готов их принять. Они не могут более 20 минут высидеть на месте. У многих современных детей не сформированы навыки самостоятельности, самообслуживания, они не могут приготовиться к уроку, теряют вещи во время занятий физкультурой, в раздевалке, забывают про портфели. В классе много ребят, и к каждому нужно искать подход. Необходимо привыкать к учителю, его манере поведения, голосу и т.д. Многие очень негативно реагируют к обращению по фамилии. Они обижаются. Им сложно принимать себя как отдельную самостоятельную личность. Но это необходимо прививать.
Важно первое посещение школы вместе с ребенком. Он должен почувствовать ваш эмоциональный настрой. Если родитель положителен и оптимистичен по отношению к учебному заведению, то ребенок очень глубоко усваивает данную установку, и у него в будущем не будет возникать тревожности от посещения школы.
В августе, за две-три недели до начала учебного года, необходимо урегулировать режим дня, который будет действовать в учебный период. Утренний подъем должен соответствовать тому времени, когда вам придется просыпаться в учебное время. Постепенно приучая ребенка к режиму дня, родители помогут ребенку облегчить период адаптации к новым обстоятельствам.
При выполнении занятий взрослым важно соблюдать положительный настрой, чтобы не отпугнуть ребенка. Их лучше проводить в игровой форме, обязательно делая перерывы для отдыха. Максимальная концентрация внимания у детей в этом возрасте — 20 минут. После этого наступает утомление. Через 5-7 минут смены деятельности ребенок снова готов активно работать. При этом он должен понимать, что его труды достойно поощряются взрослыми, подкрепляются похвалой.
Первокласснику будет гораздо легче приспособиться к новым условиям, если с ним в классе будет обучаться кто-то из его знакомых. Постарайтесь организовать для ребенка возможность общения со сверстниками или же с будущими одноклассниками.
Самым рациональным распределением времени будущего первоклассника является режим дня, в котором будут учтены его индивидуальные особенности. Наиболее активные часы детей 6-7 лет: 8.00-11.00 и 16.00-17.00. Например, если ваш ребенок жаворонок, то основные мероприятия необходимо планировать на первую половину дня. А если он сова, то будет более продуктивен во второй половине дня.
В первом классе домашнего задания не задают. Но это время можно потратить на то, чтобы пролистать вместе с ребенком изученный в школе материал, выяснить, с какими темами могли возникнуть затруднения, и помочь разобраться. После выполнения домашнего задания ваше чадо готово пойти в секцию или кружок.
Дети могут говорить: не хочу, не пойду, неинтересно по нескольким причинам: родители сами «боятся» школы; нервничают, что им придется брать на себя дополнительную нагрузку и ответственность; когда видят, что папа и мама негативно относятся к школе и даже к учителям; когда у самих родителей отсутствует интерес к знаниям, они не читают; когда ребенок не ощущает поддержки со стороны родственников.
Самое главное, по мнению психологов, поддержать первоклассника в его желании добиться успеха. Хвалить начинающего ученика надо за каждое достижение. Похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны повысить интеллектуальные достижения даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Специалисты рекомендуют не отправлять ребенка в школу без завтрака, быть внимательным к жалобам на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы. Кроме того, нужно контролировать количество времени, проведенного за гаджетами. Для семилетки норма — всего 15-20 минут в день.
Е. ПИЩУГИНА, психолог
Волжские вести
Источник: Маленькая Сызрань