«video»>
Девиантным или отклоняющимся часто называют проблемное поведение. К современным формам проявления девиантного или отклоняющегося поведения в подростковой среде можно отнести:
1.Курение. Подростки прибегают к курению, как правило, из-за стремления подражать и чувствовать себя взрослым.
2. Алкоголизация. Она способствует желанию подростка погасить состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.
3.Наркомания. В наркотическом состоянии подросток может совершить любое преступление. Одни подростки,попробовали наркотики просто из любопытства. Другие – как выражение протеста и неудовлетворенности нормами и ценностями.
4.Противоправное, агрессивное поведение, в том числе сквернословие. Оно характерно для подростков из неблагополучных семей и вызвано плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей.
5. Суицидальное поведение. Чаще встречается в неблагополучных семьях, где имеют место конфликты между детьми и родителями.
6.Девиации сексуального поведения. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть: визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы).
7.Побеги из дома и бродяжничество.
Основные виды девиантного поведения:
— деструктивное поведение — это поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствует социальным и общепринятым нормам (мазохизм, накопительство);
— асоциальное поведение — это поведение причиняющее вред самой личности и окружению, проявляющееся в наркомании, алкоголизме, суициде;
-противоправное — это поведение, представляющее нарушение правовых и моральных норм, выражается в преступлениях.
К росту различных форм девиантного поведения, а также вовлечение в противоправную деятельность подростков ведет происходящая в обществе современная социальная и психологическая деформация. Рост разных видов девиантного поведения, вырастает в серьезную социальнуюпроблему. Причиной девиантного поведения является не одна, а несколько причин.
Причинами девиантного поведения являются: биологические, психологические, социальные, семейные, социально-экономические и морально-этические факторы.
Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию: -генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы; — психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям; — физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению системы отношений в среде сверстников. Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки. Эти отклонения могут возникать при психогенных расстройствах (реактивных депрессиях, неврозах, посттравматических стрессовых расстройствах), личностных расстройствах, психосоматических заболеваниях, при педагогической и социальной запущенности. Также девиантное поведение может быть следствие умственной отсталости или шизофрении.
Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); социальная депривация, низкий статус в группе сверстников, отчуждение от социально – позитивного большинства; недостаточный социально-позитивный опыт.
Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских (сверхконтроль, отвержение, эмоциональная холодность, гиперопека, авторитаризм или воспитание по типу «кумир семьи»); супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.
Необходимо выделить следующие стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию девиантного поведения несовершеннолетних:
— дисгармоничный стиль внутрисемейных и воспитательных отношений, сочетает в себе, с одной стороны, потворство желаниям своему ребенку, а с другой провоцируют ребенка на конфликтные ситуации, которые характеризуют утверждением двойной морали в семье: одни правила для семьи, а для общества совершенно другие;
— конфликтный, нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье в ситуации длительного раздельного проживания родителей и детей или развода родителей;
— асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, в которой систематически употребляют алкогольные напитки, наркотики, ведут аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, проявление семейной жестокости и насилия.
Социально-экономическими факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социальноприемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность. С одной стороны морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Итак, несовершеннолетние становятся лицами с девиантным поведением, их социализация проходит в такой среде, где факторы предрасполагают к этому поведению, например: насилие и жестокость по отношению к детям в семье, аморальность родителей и т.д. Несовершеннолетние из неблагополучных семей испытывают недостаток нравственной и духовной близости с родителями. В таких семьях отсутствует положительный образ поведения: моральные принципы и нормы поведения, что приводит к раннему взрослению детей, сопереживание родным и близким. Для таких подростков характерно формирование такого характера, как безволие, лживость, склонность к бродяжничеству, лицемерие и агрессивные социальные роли. Несовершеннолетние становятся заложниками среды асоциального поведения, начинают употреблять алкоголь.
Такие формы девиантного поведения, как алкоголизация, наркомания, табакокурение, хотя связаны с досугом, улицей, с местом учебы, но главное берут свое начало в семье и именно там проявляют себя активно.
Если у вас возникли трудности в воспитании? Обращайтесь к специалистам ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Западного округа» по адресу: ул. Декабристов, 191, тел. 99-63-21, 99-51-57 (запись к педагогу-психологу)