Девять лет назад, 23 сентября, в подмосковном лесу было обнаружено тело погибшей четырехлетней Лизы Фомкиной. Пропавшую девочку искали девять дней. И не успели буквально на несколько часов….
Именно в тот год и образовался первый поисковый отряд, названный в честь погибшего ребенка – «Лиза Алерт» (английское alert — «сигнал тревоги»). Волонтеры поставили перед собой цель: всеми силами не допускать в дальнейшем таких трагедий.
Ночные поиски в дождь и холод или дневные под палящим солнцем для этих людей уже норма. Уставшие, а порой голодные и без сна, бойцы невидимого фронта выполняют свой внутренний долг – ищут пропавших людей. Не останавливают даже стертые в кровь ноги и порванные ботинки.
За девять лет движение «Лиза Алерт» создало около 50 отделений по всей России. Только за неполный 2019 год число заявок о поиске пропавших, которые поступили в отряды, превышает 16 тысяч. Из этих людей найдены живыми чуть больше 13 тысяч, остальных ищут. К сожалению, есть и погибшие.
Занимаются поисками людей и сызранцы. Таких постоянных добровольцев, которые отдают свое время и силы в любое время суток — десять человек. Среди них — спортсменка и многодетная мама Светлана Краснова. Пришла она в «Лизу Алерт» не сразу. На этот ответственный шаг сызранка решалась не один год. В этом деле каждому необходимо «дозреть».
— За работой движения «Лиза Алерт» я наблюдала с самого его основания. Когда могла, распространяла ориентировки. Но себя в отряде тогда не представляла, — вспоминает Светлана.
В то время сызранка занималась исполнением своей мечты, которая была ей недоступна в детстве. Это боевые искусства. Взяла старшего шестилетнего сына Ивана, привела в секцию айкидо. И осталась в ней сама. Свою спортивную карьеру Светлана начала в 25 лет. Поздно? Идти к цели – никогда не поздно. За семь лет спортсменка добилась неплохих результатов. Становилась призером Всероссийских соревнований, крупных турниров. Из айкидо перешла во всестилевое каратэ. Получила кандидата в мастера спорта, попала в сборную Самарской области. Даже три года работала тренером. А потом семейные заботы вынудили любимое дело оставить. Светлана, кстати, свою мечту не забывает, получает педагогическое образование и верит, что еще вернется в спорт.
Спустя недолгое время жизнь перешла в режим «дом-работа-дети». И так по кругу. Но 2017 год стал для Светланы особенным.
— Тогда был организован поиск Артёма Кузнецова в Липецкой области. Малыша искали пять дней. Не успели на сутки. Он не дожил несколько месяцев до трех лет. Моему младшему сыну Антону на тот момент как раз было три. Я очень глубоко пропустила эту трагедию через себя… Дети в 21 веке не должны умирать в лесу, потому что некогда их искать или некому. Кто-то должен это делать! — решила Светлана.
В тот же день сызранка записалась в отряд добровольцев. Через некоторое время уехала на учения. Потом были первые городские и лесные поиски, а также другие события.
За два года Светлана вместе с единомышленниками поучаствовала в поиске пропавших людей не только на территории Самарской области, но и в соседних регионах.
— Всякое случается. Если сборы срочные, выезжаем из дома и ночью. В прошлом году меня неделю не было дома. Сначала уехала на учения, потом — на поиск в Шигонском районе, а потом сразу — в Чапаевске. Спали по два-три часа в сутки. Сложно, но интересно. Никогда не жалела о своем выборе. За эти два года я познакомилась с людьми, которые в любое время готовы прийти на помощь любому человеку. Добрые, самоотверженные. В наше время — это редкость,- говорит Светлана.
В отряд «Лиза Алерт» попасть может любой совершеннолетний. Для этого не нужно иметь какие-либо навыки. Всю информацию дадут на учениях. Но участвовать может каждый из нас. Есть в отряде и мамы в декрете, и инвалиды-колясочники. Они печатают ориентировки, занимаются сбором и распространением информации. Когда ищешь человека, каждая минута, как и любая помощь, дороги.
По словам Светланы, ежедневно в Самарской области идет до пяти поисков. Чаще всего пропадают подростки и пожилые люди с проблемами здоровья. Есть такие, кто просто решает начать жизнь с нуля. Они уезжают в другие города, не сказав родственникам. Непосредственно в Сызрани в среднем ищут одного-двух человек в месяц. В основном это взрослые люди, и все они обычно находятся. Но есть и те, кто считается пропавшим уже несколько лет.
Как только поступает звонок в «Лиза Алерт», информацию согласовывают с правоохранительными органами. Если там подтверждают данные о пропаже, отряд начинает искать.
За несколько лет в «Лиза Алерт» выработаны алгоритмы процесса. Все начинается со сбора информации. Стоит отметить, что добровольцы отряда не вправе разглашать данные о том, почему пропал человек и где он найден.
Многие задаются вопросом, когда же нужно начинать бить тревогу о месте нахождения человека?
— Как нас учили, есть время возврата домой, плюс полчаса или час. Допустим, если ребенок должен вернуться из школы через час, прошло полтора-два, а его до сих пор нет, нужно начинать искать, — рассказала Светлана. — Можно сначала делать это собственными силами. Пройти по пути пропавшего, обзвонить всех знакомых. Если это не помогает, следует идти в полицию. Информация о том, что правоохранительные органы принимают такого рода заявления спустя трое суток после исчезновения человека, — уже миф. Ваше обращение обязаны зафиксировать сразу же, даже если вы не являетесь родственником пропавшему. После этого нужно позвонить в «Лизу Алерт».
Кстати, Светлана не только занимается поиском людей, но и является инструктором отряда. Ходит по садам, школам, социальным учреждениям и рассказывает о том, что делать, чтобы не потеряться. Сызранские добровольцы стараются на этих встречах привлекать новых людей в свои ряды.
Светлана признается, что на работу в отряде уходит немало времени. Самое главное, к этому относится с пониманием семья. Старший сын помогает с печатью ориентировок, муж заваривает кофе и смотрит за детьми, а когда нужно, приезжает и бабушка.
— Может, они и не одобряют мое занятие, но поддерживают. Для меня это главное,- поделилась сызранка. — Участие в «Лиза Алерт» — не работа, это образ жизни. Отряд основан на добровольном желании людей участвовать. Все наши ребята ищут пропавших людей, потому что так велят сердце и разум. Мы помогаем не за деньги и даже не за «спасибо». Это другое ощущение. Ты ищешь человека и возвращаешь его домой живым. И видишь в этот момент глаза его родственников…
Это сложно описать. Но именно тогда понимаешь, зачем нужно быть частью движения «Лиза Алерт».
Телефон горячей линии поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» 8-800-700-54-52.
Наталья СОКОЛОВА
Волжские вести в субботу
Источник: Маленькая Сызрань