Как в России верят в порчу и причем здесь икота

Как в России верят в порчу и причем здесь икота

Вера в то, что человека или его жизнь можно «испортить» — общая ли не для всех народов и цивилизаций. И не нужно считать, что в России это осталось где-то в глухих деревнях на задворках мира, рядом с водяными и кикиморами. Мы избегаем хвалить себя, стучим по дереву и побаиваемся черных глаз не просто так.

Если верить ВЦИОМ, в 2016 году четверть опрошенных заявила, что лично сталкивалась с проявлениями колдовства, а 18 % боится колдунов, всего же в магию верит 36 % населения. В США ситуация не слишком отличается: в существование ведьм верит 21 % населения. Внушительные цифры приводятся и в докладе Pew Research Center, посвященном православному христианству и вышедшем в позапрошлом году. По их цифрам получается, что в России в сглаз верит 61 % людей, называющих себя православными, — это почти вдвое больше, чем в Эфиопии.

Интерес к колдовским темам — в том числе темам сглаза и порчи — вознесся до небес в 90-е, когда вся страна жила в режиме несколько шизофреничного драйва. Кризисы вообще способствуют популярности альтернативных способов объяснения мира, и к середине десятилетия чуть ли не у каждой семьи можно было найти в знакомых какую-нибудь бабку, целительницу или экстрасенса.

Кстати, заметим, как советское вроде как материалистическое образование не смогло искоренить того, что официально называли предрассудками. Более того, существенную часть паствы экстрасенсов составили вчерашние младшие научные сотрудники и вообще люди технических профессий. Если задуматься, то ничего странного в этом нет: как пишет в своей статье «Периодика для ИТР» Илья Кукулин, с 60-х годов среди технической интеллигенции распространялись идеи нью-эйджа, фолк-хистори и всего такого прочего, причем не в последнюю очередь благодаря научно-популярным журналам вроде «Наука и жизнь».

Ну и в целом: интерес к телепатии, биоэнергетике, торсионным полям, геопатогенным зонам идет в первую очередь из этой среды, которая, вообще-то, должна была быть настоящим форпостом материализма. Фильмы о сверхспособностях в духе «Семи шагов за горизонт», официально изучаемый дар-не-дар Нинель Кулагиной, байки про Брежнева у Ванги и вот это всё.

Именно в терминах биоэнергетики и нью-эйджа городской человек последних десятилетий обычно и трактует сглаз и порчу: это «нарушение тонкой оболочки», «разрушение биополя», «дырки в ауре».
Плюс, конечно, огромный пласт деревенского населения (где колдовские концепты и не думали умирать), перебравшегося в города. Бабушки сохранили в себе «колдовской» дискурс, часто удивляя более прогрессивных отпрысков каким-то уже почти инстинктивным знанием методик защиты от колдовства: почему нельзя, чтобы на новорожденного смотрели чужие люди, где искать причины плача ребенка, как выявлять подозрительных родственников, как умывать лицо святой водой, зачем в косяк двери втыкать иголки — и еще масса подобных тонкостей.

Так что не стоит удивляться, что уже в 1989 году Кашпировский привлек к экранам вообще всю страну.

Технически в исконных значениях сглаз и порча различаются.

Сглаз — это вредоносное воздействие на человека, которое осуществляется часто даже без злого умысла и какой-либо специальной магической подготовки причинителя вреда. Вот просто есть такие «глазливые» люди, которым достаточно посмотреть — и всё пойдет не так.

Порча — причинение вреда обдуманное, с помощью специальных слов или ритуалов. Все эти знакомые многим заговоры по фотографиям или куклам «на болезнь», «на разлуку», «на смерть», «на нищету» — частные виды порчи. Но сейчас термины «сглаз» и «порча» употребляются уже практически равнозначно. К примеру, «меня сглазили — навели порчу». По идее, порча опаснее классического сглаза: здесь воздействие будет контролируемым со стороны колдуна («знаткого»), да и методов воздействия больше.

Результатом сглаза и порчи могут быть семейные неурядицы, болезнь, неудачи в делах, неурожай, а иногда и смерть. Хотя вообще спектр широк и встречаются крайне изобретательные виды порчи.

Например, как вам «ребячьи муки» — порча, насылаемая на мужа беременной женщины: всё время, пока она рожает, он будет мучиться от поноса.
«Сглаз» и «глаз» неспроста созвучны, исторически главное орудие сглаза — именно глаза. На этом основано и выявление потенциально опасных людей: часто такими называют черноглазых. Но вообще к «глазливым» или напрямую связанным с темными силами могут отнести кого угодно, и обычно это будут в той или иной степени маргиналы (с точки зрения традиционной культуры) — от многоженцев и до рыжих одиноких красавиц, от вдовых старух и до представителей других национальностей. Все, чей способ рождения, внешность, поведение, воспитание отличаются от принятых норм и стандартов.

В деревнях, где все друг у друга на виду и выделяться по-хорошему бы не стоит, в колдовстве часто подозревали зажиточных крестьян: неспроста же он возвысился над другими, наверняка прячет в чулане Черную книгу.
В любом случае колдун — чужой и опасный человек, имеющий над тобой нежелательную власть, общаться с ним надо осторожно и с пониманием, тонко балансируя между общепринятыми правилами общежития и правилами колдовского дискурса.

В книге «Одержимость в русской деревне» Ольга Христофорова приводит характерный пример такого морального выбора.

Примерно в 1920-е годы, Верхокамье. Колдун Агей потребовал, чтобы девица Степанида отпила кваса из поданной ему кружки (вероятно, чтобы проверить, всё ли в порядке с квасом — не хотят ли навести что-нибудь на самого Агея хозяева дома, знающие о его силе). Отпить из общей кружки было не по правилам: Степанида была соборной староверкой, могла пить только из своей личной чашки. В итоге, выбрав соблюдение традиционной нормы, она, как считает, заработала порчу от Агея на всю жизнь, и мучилась до самой смерти — а прожила Степанида Филатовна более 90 лет.

Поэтому колдунов боялись, уважали, а порой и жгли. Всё это, похоже, было одним из регуляторных механизмов деревенской жизни.

Сглазить можно не только посмотрев, а еще и словами или действиями. Более того, как пишет Никита Петров в своей статье «Дурной глаз: традиция, современность, Интернет», в общем массиве текстов «классический» сглаз с помощью взгляда занимает меньше 10 %. Куда больше распространены былички про сглаз вербальный, особенно если речь идет о похвале.

Сглазу более других подвержены младенцы, подростки, невесты, беременные — то есть те, кто находится в некоем переходном (лиминальном) состоянии. Поэтому самый распространенный способ выявления «глазливых» — реакция на них детей.

Современная городская культура привнесла свои новшества в представления о сглазе и порче. В деревне частым объектом колдовского влияния был скот — как одна из главных ценностей крестьянина. Теперь же в поисковых системах можно найти запросы в духе «как снять порчу с автомобиля».

Наряду с общими чуть ли не для всех народов представлений о сглазе и порче есть и сугубо локальные явления, от которых страдают представители одного региона, этнической или религиозной группы.

Их вообще немало — десятки. Например, китайское коро, когда больному кажется, что его гениталии втягиваются в тело. Или индонезийский амок, страдающий которым начинает беспричинно и безостановочно двигаться, как правило бегать, — зачастую нанося травмы себе и окружающим. Или зимбабвийская куфунгисиса: человек заболевает от того, что слишком много думает.
Всё это называется культурно-специфичные синдромы, этот термин был предложен в начале 60-х годов для описания «локальных» поведенческих синдромов, выходящих за рамки классической европейской психиатрии.

Вообще, сам этот термин довольно расплывчат: к КСС относят состояния, совершенно различные и по генезу, и по распространению. Более того, сам факт существования некоторых КСС может оспариваться. Ну и классическая претензия: само выделение КСС — это взгляд западного ученого сквозь призму западного мировосприятия: мы не можем понять, когда именно внутрикультурная норма превращается в патологию, да и превращается ли вообще.

Актуальная база психиатрических заболеваний DSM-5 развивает представления о культурно-специфичных синдромах: их называют тут культурными концептами дистресса. В документе упоминаются латиноамериканские «нервы», индийский дхат, китайский шэнцзин шуайжо, японский тайдзин кёфусё, камбоджийский кхял чап, гаитянский малади мун и уже упомянутая куфунгисиса.

Именно в череде культурно-специфичных синдромов мы имеем наиболее полно разработанные образы колдовской порчи. Это, в первую очередь, названный выше гаитянский синдром малади мун (в эту категорию, кстати, отнесен и вообще сглаз) и наша родная российская икота, до сих пор иногда встречающаяся в деревнях в Пермском крае, республике Коми, на северо-востоке Удмуртии, в Архангельской области. Икоты в DSM-5 нет.

Такая икота (еще ее называют «пошибка», а в традиции коми «шева») — это не та икота, которая начинается, если запихиваться едой всухомятку. Скорее, она близка «кликоте», кликушеству. Икота — демоническое существо и одновременно название состояния, которое возникает, если она попадет в организм человека.
С точки зрения науки икоту, как и некоторые другие КСС, принято объяснять как разновидность стартл-рефлекса: гиперрефлекса на внезапный стимул. В качестве примеров такого стимула обычно приводят громкий резкий звук или изменение температуры, но в некоторых случаях стартл-рефлекс может проявляться из-за волнения или плохого самочувствия. Ответом на стимул могут быть гиперкинезы, выкрики и т. д. Проявления икоты куда сложнее, так что стартл-рефлекс — это не единственная версия. Некоторые исследователи связывают икоту с другими расстройствами: диссоциативными/трансовыми.

Источник: Читай и думай, Сызрань!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перед отправкой формы: