Людмила Кадеева: Из любых поездок привожу чемоданы нот

Очередная громкая победа образцового детского хора «Ровесники» ДШИ им. А. И. Островского (руководитель Людмила Кадеева, концертмейстер Татьяна Баннова) на престижном конкурсе в Петербурге стала темой для публикаций во многих сызранских СМИ. И это понятно: IX Суперфинал международного проекта «Салют талантов» Artcon Music фестивального сезона 2018-2019 годов собрал более 750 юных дарований из 76 различных городов России, Азербайджана, Казахстана, Абхазии, Узбекистана, Финляндии, Чехии, Эстонии, Германии.

Вот, кажется, и совсем недавно, в августе, все радовались за наших хористок, которые привезли домой Гран-при международного конкурса в Крыму. И вновь — безоговорочное лидерство, теперь уже в Северной столице!

Интересен не только сам факт, но и механизм подобных успехов: ну как может скромный ученический коллектив из Сызрани раз за разом получать высшие награды представительных творческих состязаний в разных уголках России? Вопрос этот прежде всего — к педагогу ДШИ им. А. И. Островского и хормейстеру «Ровесников» Людмиле Кадеевой.

Мы встретились с Людмилой Николаевной после очередной вечерней репетиции. Никаких пауз в ее работе не бывает: пока старшая группа хора отдыхает, младшая уже готовится к поездке в Москву, на фестиваль «Роза ветров».

— Получается, «и снова в бой…»?

— Наверное, хотя кажется, что в Петербурге отдала все силы. Даже мои девочки спрашивают: «Людмила Николаевна, почему уже в Сызрани мы почувствовали, как устали?» А я объясняю им, что в стрессовой ситуации конкурса артист собирается, мобилизуется, а уже позднее приходит осознание, что успех дался нелегко.

— Чем был необычен питерский фестиваль?

— Знаете, сейчас в России проходит большое количество конкурсов для детских хоров. И нельзя сказать, что отдельные из них более или менее значимы. Например, конкурс в Крыму, организованный объединением «Дети XXI века», состоялся при кураторстве Московского государственного института культуры.

В то же время творческое объ-единение «Салют талантов», работающее при поддержке Министерства культуры РФ, известно своими высокими стандартами при организации подобных мероприятий. Это российский лидер в области проведения детско-юношеских фестивалей. В их календаре существует Суперфинал ArtCon Music, к участию в котором допускаются только творческие коллективы и солисты — лауреаты l степени международных конкурсов, проходивших в течение учебного года. То есть это изначально состязание сильнейших детских коллективов в различных номинациях вокала, хорового искусства, исполнительства на музыкальных инструментах.

У наших «Ровесников» к марту 2019-го были две такие победы — на международных конкурсах «Вдохновение Золотого кольца» в Ярославле и «Москва верит талантам» в столице России. Так что путевку в суперфинал мы себе обеспечили.

— Это мероприятие включало в себя только выступления участников на сцене или что-то большее?

— Сам формат проведения суперфинала оказался несколько необычным. Первый день отвели на конкурсные выступления, а второй полностью посвятили образовательному форуму. Интереснейшие тренинги, мастер-классы. Они были адресованы педагогам, детям и даже их родителям. Мне самой стало любопытно, о чем говорят мамам и папам юных талантов. Оказывается, о том, что, прилагая дополнительные усилия, отказывая в чем-то себе, родители растят не просто девочку или мальчика, который поет, танцует или играет на скрипке. Они растят личность!

— Вы согласны с этим утверждением?

— Абсолютно точно, что без помощи родителей наших девочек подобных успехов у хора «Ровесники» не было бы. Многие дети уже сегодня попутешествовали и повидали больше, чем их мамы и папы. Может быть, сейчас юные артисты и воспринимают это как должное. Но со временем, уверена, поймут, как много старались дать им взрослые.

— С каким чувством Вы выходили на сцену суперфинала?

— Перед высоким жюри выступать всегда бывает непросто. А оно было по-настоящему звездным. Оперная певица, актриса, член жюри телепроектов «Призрак оперы» и конкурса «Евровидение» Любовь Казарновская. Педагог знаменитой оперной дивы Анны Нетребко Татьяна Лебедь. Нашей задачей было достойно исполнить свою программу, состоящую из разнохарактерных произведений. При этом одну песню — a капелла (без сопровождения). И мы постарались с ней справиться.

— Дети особенно остро переживают момент конкуренции. Как Вы настраивали хор на восприятие победы или поражения?

— Нужно сказать, что устроители суперфинала держали интригу до последнего момента. Надо идти на подведение итогов, а мы не знаем, к чему готовиться. Может быть, вы-брать повседневные джинсы, свитер, а может — концертные костюмы? Я просто сказала девочкам, что мы должны быть при полном параде. Даже если и не для получения награды, то хотя бы для себя.

Началась церемония подведения итогов. Объявили, что будет вручаться премия топ-10: лучшие из лучших в каждой из десяти номинаций. Наступила очередь «хорового исполнительства». На сцену вышел главный хормейстер Мариинского театра заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко. Сначала назвали тройку лучших детских хоров суперфинала. Это оказались коллективы из Москвы, Кирова и… Сызрани. И, наконец, премия топ-10 досталась нам, «Ровесникам».

— Людмила Николаевна, на видеозаписи разбора вашего вы-ступления, который сделала Любовь Казарновская, есть фраза: «Презентация звука, голоса — это было очень красиво, очень качественно». Сколько лет Вам понадобилось, чтобы добиться такого результата?

— Не подумайте, что я пытаюсь говорить пафосно. Но звучание — это то, к чему хормейстер идет всю свою творческую жизнь. Порой коллектив уже приехал на конкурс, вот-вот выходить на сцену, а я все еще недовольна звуком. К тому же наш коллектив детский, ученический. А это значит, что ты годы растишь свой хор, чтобы потом проститься с ребятами и начать все сначала. Конечно, опыт хормейстера, его знания очень важны. Глинка учил формировать звуки, и мы продолжаем эту классическую школу. Но в музыке нет «точки»: достиг, и вершина уже твоя. Здесь процесс непрерывен.

— Есть ли детские коллективы, которые Вас вдохновляют на совершенствование?

— Есть замечательные друзья «Ровесников», с которыми нас связывает творчество. Они не раз приезжали в Сызрань, и их хорошо знает публика. Это Большой детский хор им. В. С. Попова и детский хор «Весна». В плане звучания, репертуара московские коллективы показывают высший пилотаж. Чтобы попасть в их состав, юные таланты проходят жесточайший отбор. У нас другая задача: развивать ребенка, работать с ним при наличии минимальных музыкальных способностей. При всем при том мы не боимся выступать на одной сцене с названными лучшими российскими коллективами и часто делаем это.

— Вы упомянули репертуар. Насколько он важен для побед на высокорейтинговых конкурсах?

— Конечно, важен. Это визитная карточка хора! Если речь идет о серьезной работе, репертуар должен включать исполнение русской и зарубежной классики. Сегодня возвращается музыкальная мода и на творчество советских композиторов. Детские хоры берут на вооружение песни Дунаевского, Тухманова…

— Любовь Казарновская упоминает о великолепном финале выступления «Ровесников», который она отметила двумя плюсами. И добавила, что особенно хорош у вас Аркадий Островский. Какую песню вы исполняли?

— Это очень интересно. Речь идет о неопубликованной песне Аркадия Ильича «Поезд идет на юг». Ноты даже не напечатаны, мы изучали их с записи, сделанной рукой самого композитора. Я никогда не слышала, чтобы кто-то, кроме «Ровесников», исполнял это произведение . Но, как правило, его высоко оценивают и жюри, и публика.

— Людмила Николаевна, правильно ли будет сказать, что поиск музыкального материала так же непрерывен, как и работа над звуком?

— Да, это так. Мне вообще непонятно, как можно годами исполнять один и тот же скучный репертуар. Из любых поездок привожу чемоданы нот, несмотря на Интернет. Если хормейстер хочет добиться успеха своего коллектива, ему понадобится не только знание музыкального материала, но и чутье. Это все очень сложно. Можно и ошибиться, не угадать.

С другой стороны, есть вариант не мучиться: выучить за год две-три песни и ограничиться итоговым концертом, не выходя с коллективом за пределы своей музыкальной школы. Но, пока есть силы, это не мой путь. В наших условиях хормейстер — это и продюсер, и организатор, и педагог. Хлопотно, конечно. Каким быть, каждый выбирает сам.

— Победа в суперфинале — уже в Вашем активе. А о чем Вы мечтаете?

— Не только у меня, но и у моих девочек есть мечта поехать на европейский конкурс творческого объединения «Салют талантов». Нам как суперфиналистам предлагают сейчас много заманчивых проектов. И если найдется меценат, мы обязательно поедем…

Инна ЧУРИКОВА
Волжские вести в субботу

Источник: Маленькая Сызрань

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: