Рамиль Байгулов: Дело жизни – по комсомольской путёвке

Каждый хоть раз слышал это устойчивое выражение. Но не все представляют, что оно означает на самом деле, особенно молодежь. А ведь для советского человека комсомольская путевка была так же обычна, как для современного — пластиковая карточка. По этому официальному документу, подтверждающему, что комсомолец направлен на работу городским или районным комитетом ВЛКСМ на ударные стройки, осваивать целину или северные территории страны, направляли, как бы теперь сказали, участников кадрового резерва.

Рамиля Байгулова комсомол в начале 80-х прошлого века направил на не менее важный участок работы – в транспортную милицию. Ведомство в нынешнем году отметило 100-летний юбилей. А начальник Сызранского ЛО МВД России на транспорте полковник полиции Байгулов посвятил этой службе свою жизнь с самой ранней молодости.

Из агрономов в милиционеры через ГДР

О погонах и форме парнишка из села Старая Яндовка Ульяновской области мечтал с детства. Представлял себя офицером Вооруженных Сил СССР. И после восьмого класса пошел учиться… на агронома. Колхоз дал направление в Рязановский колхоз-техникум в Мелекесском районе. В семье, где воспитывали еще двоих сыновей и лапочку-дочку, такой поворот событий в судьбе старшего посчитали удачей. Да и сам выпускник восьмилетки разочарованным себя не почувствовал.

— Поступал вместе с одноклассниками. Кого-то не приняли, а меня взяли, — улыбается воспоминаниям юности Рамиль Мягадянович. — И учиться мне нравилось, было интересно. По призыву на срочную службу тоже попал вместе со своими ребятами — теперь уже однокашниками из техникума. Сержантскую школу в Куйбышеве вместе заканчивали.

Потом служба в разведке в Группе советских войск в Германии. Дослужился до должности заместителя командира взвода. Демобилизовался в звании старшины. Полгода честно работал агрономом в родном колхозе. И все же перебрался в город.

В Сызрани устроился в воинскую часть, дислоцированную в поселке Сердовино. Вот тут-то комсомол и решил, что отличник боевой и политической подготовки Байгулов в транспортной полиции нужнее, чем на гражданке — выдал путевку на службу. О направлении на обучение позаботилось уже милицейское начальство. Так Рамиль Байгулов стал студентом Могилёвской специальной средней школы транспортной милиции МВД СССР, которую в 1986 году окончил с отличием.

— Только благодаря собственной целеустремленности, — признается начальник Сызранского линейного отдела. – Учился азартно. После занятий оставался. Ночами зубрил. С учебниками и кодексами не расставался. А другого рецепта успешной учебы, на мой взгляд, и не существует. Зато потом в Саратовской высшей школе милиции, куда меня как отличника приняли сразу на третий курс, многое легко давалось.

Родители, приходится признать, профессиональную стезю сына резко не одобрили. Службу в милиции считали опасной, а Сызрань – хулиганской. Подтверждение и того и другого не заставило себя ждать. На службу молодой милиционер поступил в декабре, а уже в феврале получил ножевое ранение.

— Место в общежитии мне, как положено, предоставили, — рассказывает полковник Байгулов. — И вот в один из вечеров вахтер зовет на помощь: чужие завалились в помещение и ведут себя вызывающе. Пришлось вмешаться. Меня прооперировали. А хулиганов потом осудили. Кстати, восстановился после операции довольно быстро: и медиков удивил, и службу продолжил. Все благодаря спорту.

Вор должен сидеть в тюрьме

Для всех нас, бывших советских людей, распад Союза и следующее за этим десятилетие – отдельная эпоха. Смута 90-х, иначе не назовешь. По человеческим и финансовым потерям сравнимая с настоящей гражданской войной. Десять лет смятения, поиска, утрат, взлетов и падений… Время, которое очень не хочется, но необходимо вспоминать, во избежание его повторения.

В эпицентре вихря криминальных событий лейтенант Байгулов оказался, получив назначение начальником линейного пункта милиции на ст. Новоспасское.

— Вот где был настоящий Клондайк оперативной работы! — глаза Рамиля Мягадяновича загораются профессиональным азартом. — На 130 километров от ст. Кузнецк до ст. Сызрань-1 назначили меня — офицера — и трех сержантов. Это был самый воровской участок! Поезда стояли на всех линейных станциях — пропускали встречных. Из вагонов выносили буквально все: от запчастей для сельхозтехники и автомобилей ВАЗ до мануфактуры и продуктов.

На лошадях, телегах, тракторах растаскивали все это местные жители по окрестным деревням. На станции народ ходил как на работу. Особенно молодежь. По вечерам собирались в помещениях около билетных касс. Пили самогон, играли в карты, обсуждали совершенные преступления, планировали новые, а с остановкой поезда совершали набег на вагоны.

— Мой начальник Сергей Михайлович Наумов придумал способ раскрытия этих краж. Я садился в зале ожидания недалеко от этих компаний, как будто от электрички отстал, вроде задремал, а сам слушал. А они все болтают! А я только думаю: запомнить бы все, — улыбается полковник Байгулов. — Потом придумали магнитофон в окошко билетного кассира ставить, включать на запись. Ночью они рассказывают — утром мы прослушиваем.

Только за первый год службы Рамиля Байгулова в Новоспасском было раскрыто до восьми десятков преступлений. Звание капитана ему присвоили досрочно. Конечно, местные криминальные сообщества совсем не обрадовались такой результативной службе милиции — сокрушительный удар по доходам. И угрозы в адрес принципиального милиционера поступали, но до исполнения дело не дошло.

— Я сам был более дерзким, чем преступники, — объясняет Рамиль Мягадянович. – Все это знали.

Бандитский СССР

Все криминальные приметы 90-х и изучать, и преодолевать, когда порядок на 130 километрах железной дороги был наведен, Рамиль Байгуллов продолжил в составе оперативно-розыскного бюро. Здесь разгул преступности раскрылся во всей красе и поражал своим размахом. Это бывшие советские республики определили новые границы. А криминал имел отлаженные связи на территории всего недавнего СССР.

— Из России в Калининград через Латвию по железной дороге отправляли нефтепродукты. До места они не доходили, а оказывались в Риге. Там в морских портах они сливались в танкеры по бешеным ценам, — рассказывает полковник полиции. — В командировку в Прибалтику отправили меня. Так больше, чем через десять, лет я снова оказался в Риге.

Именно здесь курсантом Могилёвской специальной средней школы транспортной милиции Рамиль Байгулов проходил оперативную стажировку. И пригодился не только полученный тогда, да и после профессиональный опыт. Очень помогли сведенные еще в курсантские годы знакомства: в Могилёв поступали ребята со всего Союза – от Сахалина до Прибалтики. С некоторыми юношескую дружбу Рамиль Мягадянович сумел сохранить до сих пор.

И тогда, в 90-х, найти общий язык с уже «иностранными» рижскими коллегами Байгулову удавалось неоднократно. Канал хищения нефтепродуктов был в итоге перекрыт. Вся документация по контрабанде вывезена в Россию.

К берегам Балтии вели связи и еще одной ОПГ. В Сызрани стрелки железнодорожной охраны на широкую ногу поставили хищение ВАЗовских запчастей. А сбывали их снова в Риге. И опять благодаря отлаженным теперь уже международным связям Рамиля Байгулова удалось не только раскрыть всю преступную цепочку, но даже уговорить покупателей украденных автодеталей приехать в Сызрань, чтобы опознать преступников.

Транснациональными оказывались и многие другие преступные группировки, чья деятельность была пресечена оперативно-розыскным бюро. Рамиль Мягадянович вспоминает, как раскрыли банду, которая вообще не брезговала ничем:

— Из Башкирии они перевозили крупные партии оружия на Северный Кавказ. Задержали их здесь. Сдавали цветмет с разукомплектованных локомотивов. Потом сами же приемщиков металла пытали, чтобы те выдали выручку. При обыске у этих бандитов нашли взрывчатку (гексоген) в неимоверном количестве — десять килограммов. Они действовали уже не только в Сызрани – по всему Поволжью. Вовремя мы их взяли.

Спокойная оперативная обстановка –результат работы коллектива

На рубеже тысячелетий к опасной и важной миссии — борьбе с преступностью в профессиональной деятельности Рамиля Мягадяновича Байгулова добавилась новая — организация работы всего Сызранского ЛО.

— Отдел принял без своего здания — сотрудники сидели в десяти разных бараках. Ждали переезда, стройка все не заканчивалась. Работа, конечно, не прекращалась, — объясняет начальник Сызранского линейного отдела на транспорте (улыбается). — Я вообще считаю, что чем хуже у оперативника условия для кабинетной работы, тем результативнее его служба.

Здание на улице Красной транспортная милиция получила от железной дороги. Дом стоял без окон, без дверей, местами отсутствовали и перекрытия. В хоть сколь-нибудь пригодных помещениях ютились беженцы… Надо отдать должное, железнодорожные организации оказали неоценимую помощь: привели строение в порядок в кратчайшие сроки. Не без гордости полковник Байгулов условия труда своих подчиненных считает одними из лучших по всему Управлению МВД России на транспорте по Приволжскому федеральному округу.

Стабильно благополучной остается в последние годы и оперативная обстановка в зоне ответственности Сызранского линейного отдела.

— Кражи в поездах, конечно, и сейчас случаются. Но все больше мелкие. И частенько — в силу нетрезвого состояния правонарушителя. Оружия изымаем единичные стволы. Но, главное, ни одно убийство, совершенное на нашей территории, не осталось нераскрытым. Наркотики, к сожалению, остались. Сказывается специфика нашего географического положения — на пересечении всех транспортных путей во всех направлениях, — говорит Рамиль Байгулов. — Как только открывается крупная подпольная лаборатория по производству запрещенных веществ, мы это сразу ощущаем по своей работе: трафик моментально увеличивается. Года три назад, пока не прикрыли крупное нелегальное производство под Москвой, наркотики были во всех поездах, и меньше килограмма мы не изымали. Но выявление незаконной транспортировки не всегда означает неотвратимое наказание. Производитель незначительно меняет формулу, и вещество уже не попадает в перечень запрещенных. Случается, что наркокурьера возмездие настигает спустя годы, когда более точная экспертиза дает необходимый результат.

В процессе обнаружения наркотиков и взрывчатки – в помощь транспортным полицейским не только современные технологии. Сегодня с этими задачами успешно справляться помогает собственная кинологическая служба.

Тщательный подбор кадров личного состава, преемственность поколений – участие ветеранов в жизни отдела, сплоченность коллектива, здоровая обстановка в нем — залог высоких служебных показателей, которые Сызранский отдел ЛО на транспорте демонстрирует из года в год.

Многолетняя безупречная служба руководителя отдела полковника Рамиля Байгулова тоже отмечена неоднократно. Медалями «За отличие в охране общественного порядка», «За боевое содружество», «За доблесть в службе» и «За отличие в службе» трех степеней. Почетное звание «Заслуженный работник правоохранительных органов Самарской области» присвоено в 2017 году. Почетный знак Самарской Губернской Думы «За служение закону» вручен полковнику Байгулову за большой вклад в развитие государственности и законности на территории региона. А в 2018 году начальник Сызранского ЛО на транспорте приказом министра МВД удостоен наградного оружия – пистолета Макарова. Да и не может быть иным послужной список человека, для которого ежедневная работа – дело всей жизни.

Елена ЕФАНОВА
Волжские вести в субботу

Источник: Маленькая Сызрань

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: