У Зульфии Мансуровой день расписан по часам. Мы еле смогли договориться с ней о встрече. Но, когда женщина приехала в редакцию газеты вместе с дочерью Алсу, я даже потеряла дар речи.
На третий этаж взобраться им, казалось, было просто нереально. Но они одолели ступеньки! Если честно, мне было очень стыдно за то, что люди с ограниченными возможностями здоровья не могут в должной мере чувствовать себя полноправными членами общества. В отличие от большинства. Сделают в кои-то веки где-то пандусы и преподносят это как некое достижение. А мои гостьи, отдышавшись, за чашкой чая так весело щебетали, что я стала приходить в себя.
Мансуровы известны в нашем городе. Они уже были занесены в «Летопись семейного благополучия г. о. Сызрань» благодаря Алсу. У девочки ДЦП. Но она преодолевает этот страшный недуг, доказывая себе и всем окружающим, что и с ним можно жить. Алсу категорически против коляски.
— Я буду стараться ходить сама, — с какой-то маниакальной настойчивостью твердит она.
И это вызывает уважение.
Только вот стоит за такой позицией одно но. Без мамы — никуда. Она каждую минуту за спиной у дочери, поддерживает ее тельце, служит своеобразным щитом и в прямом, и в переносном смысле.
— У каждого своя доля, — философски рассуждает Зульфия. — У меня вот такая. Что не сделаешь ради ребенка?!
Десять лет назад Мансуровы переехали в Сызрань из Ульяновска.
— Там совсем некуда водить Алсу, — рассказывает Зульфия. — Она была обречена только на то, чтобы находиться в доме, в узком пространстве. Мы с мужем и приняли решение, что не можем этого позволить и дальше.
Кстати, у семьи нет своей крыши над головой — только съемная квартира. Зато для Алсу расширились горизонты. Сначала была учеба в коррекционной школе. Затем — в ГБОУ СО «Школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. о. Жигулевск».
Тягу к творчеству у Алсу, безусловно, развивали педагоги и воспитатели. Но главным человеком в жизни девочки всегда была и остается ее мама. Это она привезла однажды дочку в городскую молодежную организацию «Сила воли», и Алсу влюбилась в инклюзивный театр «ТИГР». Теперь она просто не мыслит себя без него. С жаром рассказывает о своих товарищах, новых постановках. А уж то, что сейчас у нее в театре одна из главных ролей, — отдельная тема.
А ведь Зульфие приходится регулярно придумывать, на чем в очередной раз привезти дочку на репетицию. Это тоже труд и… деньги. Доход у Мансуровых невелик. Работает только глава семьи Рустям. Сын Азат — студент филиала СамГТУ. А еще меня поразил оптимизм Зульфии. Она, видимо, и заряжает Алсу на все ее начинания. У девочки огромное количество грамот, дипломов, других наград. За ее успехи в прикладном творчестве, а теперь — и в сценическом. Зульфия все бережно хранит и радуется каждому достижению дочери.
— Она — наше счастье, — говорит мама Алсу.
И они вдруг тесно обнялись, прижались друг к другу.
Нина СУГЛОБ
Волжские вести
Источник: Маленькая Сызрань