Городское Общество Рерихов (председатель Наталья Зоткина) умеет удивлять. Уже во второй раз в этом году рериховцы пригласили сызранцев в библиотеку-филиал № 2 им. В. Маяковского, что на ул. Лазо, 13, чтобы презентовать открытие очередной выставки. Проект получил название «Берегите старину!». Экспозиция оказалась не только красивой и интересной. Она подняла такие пласты художественной жизни города, которые требуют самого серьезного осмысления.
— Проект объединил две выставки, — пояснила Наталья Зоткина. — На первый взгляд, между ними нет ничего общего ни по стилю, ни по содержанию. Но если задуматься и присмотреться, то станет понятно, что это далеко не так.
И действительно. В первом пространстве, которым служит холл библиотеки, в центре внимания зрителей – чудесные фотографии и репродукции. Это выставка «Вслед за Рерихом по древним городам России».
Художник Николай Рерих в 1903-1904 годах осуществил большое путешествие по 40 старинным городам с целью изучить и сохранить на полотнах русскую старину. Большая часть его эскизов отображает храмы, элементы архитектуры, пейзажа.
А уже в наше время члены сызранского Общества Рерихов, пусть и не полностью, повторили этот великий маршрут. Творческим инструментом Натальи Зоткиной, Игоря Калганова, Людмилы Жереховой стала не кисть, а фотоаппарат.
— Мы старались делать снимки с тех же ракурсов, с которых писал Рерих, — подчеркнула Наталья Геннадьевна.
Сами названия городов звучат, как былинные строки. Ярославль, Углич, Ростов Великий, Боголюбово, Борисоглебск… Суровые строгие стены храмов, сдержанная красота русской природы.
Станет ли новым брендом сызранская роспись?
Но стоит лишь сделать шаг в читальный зал библиотеки, где размещена вторая часть выставочного проекта, в глаза бросается разительный контраст: буйство цвета, блеск лака, тепло дерева. Экспозиция «В традициях народного промысла России. Интерьер в лаковой росписи» посвящена грядущему 15-летию отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Сызранского колледжа искусств и культуры им. О. Н. Носцовой.
В чем здесь взаимосвязь? Все очень просто: народные ремесла, корни которых тесно пересекаются с традициями иконописи, — такое же историческое и культурное достояние общества, как и древнерусская архитектура. И легко укладывается в концепцию проекта «Берегите старину!».
Экспозиция, которая знакомит нас с творчеством преподавателей и студентов колледжа искусств, не только показывает их замечательные навыки в использовании приемов городецкой, хохломской, уральской и других росписей, но и знакомит с уникальным явлением – сызранской лаковой миниатюрой.
Для участников торжественного открытия выставки 27 ноября настоящим откровением стал рассказ преподавателя колледжа художника Анжелики Смирновой о школе сызранской росписи. Кстати, тесно связанной с традициями местной иконописи. Основателем направления можно назвать педагога ДХШ им. И. Тимошенко художника Елену Казакову.
Мастер очень рано ушла из жизни. Но успела не только разработать и запатентовать методику создания лаковой миниатюры, но и передать другим педагогам программы обучения студентов, заложив в 90-х годах прошлого века школу сызранской росписи. Елена Казакова первой применила в работе по дереву гуашь, а не масло или темперу. Что сделало лаковую миниатюру намного доступнее. Методику подхватили педагоги Наталья Хрипунова, Елена Цой, Анастасия Котлярова, Анжелика Смирнова.
И это богатство остается с нами, активно используется молодыми мастерами в создании настоящих шедевров из дерева. Можно ли отличить нашу лаковую миниатюру от других традиционных народных школ? Конечно, да! На шкатулках, комодах, других предметах интерьера, расписанных по-сызрански, присутствуют узнаваемая архитектура и как дань Волге и другим местным рекам рисуется вода. Здесь вводятся реалистичные фигуры людей и животных, используются мотивы народных сказок и подлинных исторических событий.
Станет ли новым брендом сызранская роспись?
А еще сызранская роспись отличается своей колористикой. Это либо «осенняя», красно-зеленая гамма, либо — «волжское серебро». С тонкими переходами, туманами, буквально волосяными, в одно прикосновение, линиями. А использование в рамке рисунка мотива ромашки и трилистника — прямой отсыл к традиции сызранской иконописи.
Очень сложно описывать вещи, созданные талантливыми педагогами и учащимися колледжа. Нужно своими глазами увидеть шкатулку «У поезда» Анастасии Ефремовой (преп. Н. Хрипунова), изображающую момент сызранской истории военного времени. Или часы Кристины Балабекян (преп. А. Смирнова) «Сызрань — культурная столица Поволжья», передающие красоты городской архитектуры. Интересны работы Ксении Мулюкиной, Марии Спиридоновой, Анны Пешехоновой и многих других начинающих мастеров. Каждый из них потратил месяцы на создание своего изделия, многие из которых являются дипломными работами учащихся. И, нужно сказать, первых посетителей выставки эти предметы привели в восторг.
Четыре педагога и 16 студентов убеждают своим творчеством: сызранская лаковая миниатюра способна стать признанным местным художественным брендом!
Самую приятную новость Наталья Зоткина приберегла к концу мероприятия. Колледж искусств и культуры им. О. Н. Носцовой (директор Татьяна Алмаева), Централизованная библиотечная система (директор Ирина Королёва) и городское Общество Рерихов открывают выставкой «Берегите старину!» большой годовой проект. Он будет осуществляться на базе библиотеки-филиала № 2 и станет настоящим подарком для жителей Образцовской Площадки и всех сызранцев.
Инна ЧУРИКОВА
Волжские вести в субботу
Источник: Маленькая Сызрань