Ревущий мотор, драйв, скорость и захватывающие дух прыжки через холмистые препятствия. Мотокросс всегда привлекает своей зрелищностью, бешеной энергетикой и некоторой элитностью. Ведь не каждый сможет подружиться с резвым железным конем. Да и немалых материальных затрат требует двухколесный «рысак».
Тем не менее мотоспорт в России входит в список популярных видов. А из соревнований наибольшим спросом у болельщиков пользуется мотокросс.
Свою историю этот спорт в Сызрани начал в 50-х годах. Тогда в городе стали проводиться первые соревнования в п. Сердовино. Масштаб был впечатляющий. Позже уже карьер на Монгоре собирал лучших гонщиков России и гостей из-за рубежа. Спортсмены мирового уровня, такие, как Виталий и Александр Тонковы, Евгений Бобрышев и Всеволод Боровиков, помнят о Сызрани и даже поддерживают с ней связь.
К сожалению, в 2008 году популярный карьер затопило. И в городском мотоспорте временно наступило затишье. Проведение Всероссийских гонок возобновилось только четыре года назад.
На протяжении многих лет вынужденного снижения активности сызранский мотокросс жил благодаря помощи ДОСААФ. Потом получал неплохую поддержку от Сызранского НПЗ. Со временем не стало и этого.
Сейчас юных гонщиков растят в клубе СТК «Вираж». В прошлом году ему исполнилось 20 лет. Свои знания детям передает мастер спорта, основатель и руководитель клуба Геннадий Субботин. А его правой рукой является родитель перспективного юного гонщика Дмитрий Чуянов. Он и рассказал нашей газете, как сейчас живет «Вираж», кто из сызранских спортсменов подает неплохие надежды. А также развеял некоторые предрассудки в отношении гонок.
— Как в Вашей жизни появился мотоспорт?
— Пять лет назад я помогал сыну Евгению определиться с выбором спортивной секции. Ему тогда было семь лет. В таком возрасте сложно понять, что именно тебе по душе. Так было до тех пор, пока сын не сел на мотоцикл. А вместе с ним решил попробовать и я. Мотоспорт цепляет. Не могу сказать чем, может, драйвом, а может быть — своей в чем-то уникальностью. Радует, что сыну нравится. Пока что дорос до чемпиона Самарской области. Пробовался даже на этап чемпионата Европы. Геннадий Субботин сказал, что для первого раза выступил хорошо. Но, если честно, тягаться российским мотогонщикам с европейскими тяжело. Другие условия и уровень подготовки.
Я же пробовал выступать в категории любителей, но сейчас иногда просто катаюсь для удовольствия. Тяжело и готовиться к соревнованиям самому, и помогать сыну. Все силы отдаю Евгению. Ну и, конечно, другим ребятам.
— Сколько сейчас спортсменов готовят в «Вираже»?
— У нас 11 мотогонщиков. В принципе, это неплохо. Хочется, конечно, привлечь больше детей. Основной упор делается на работу с ними. Но есть сложности. Несмотря на то, что занятия в клубе проводятся бесплатно, есть и другие затраты. Технический спорт — это определенная денежная нагрузка. Не каждый может себе позволить купить мотоцикл и обслуживать его. Тем более, наши ребята тренируются на мотоциклах известных мировых произваодителей. Никаких «китайцев»! Безопасность – превыше всего. Денежная составляющая является самой большой проблемой для развития этого спорта. Все мотоклубы России живут за счет собственных средств, редких субсидий и грантов. Государство обеспечивает только олимпийские виды, и это понятно. Но в то же время обидно, что технический вид спорта медленно вымирает. Так не должно быть.
— А занимаются ли в клубе девочки? Многие считают, что не женское это дело – мотоцикл.
— К сожалению, нет. Была одна спортсменка, но потом ушла. Очень хотелось бы видеть среди сызранских мотогонщиков и девчонок. Мотоспорт не бывает мужским и женским. Техника подходит для всех. Главное, было бы желание. Остальное — предрассудки. Кстати, сейчас в мотокросс приходит все больше девочек. Например, за Ульяновск выступают уже четыре гонщицы.
Как и любой спорт, мотокросс предполагает физические нагрузки. Могу сравнить их с кроссфитом, только в несколько раз тяжелее. Да и какой вид дается легко?
— Многие родители переживают по поводу травмоопасности мотогонок. Стоит ли делать на этом акцент?
— Это стандартное заблуждение. Просто мотокросс — редкий вид спорта. Если что-то происходит, все это ярко воспринимают. Мотоцикл не опаснее беговой дорожки. Спортсмены полностью экипированы: боты, наколенники, жесткий панцирь на грудь и спину, а также защита шеи. Без этого ребенка и близко к занятиям не подпустят.
В нашем клубе ориентируются на два главных показателя: отсутствие падений и ошибок. Скорость приходит с повышением профессионализма. Если спортсмены и падают, что бывает редко, то отделываются незначительными ушибами. Сейчас наступает зима, гололед. Так вот, у обычных пешеходов будет больше травм, чем у наших гонщиков.
— Как понять, что ребенку подходит этот вид спорта? По каким личным качествам в «Вираже» отбирают ребят?
— Мы приглашаем на пробные занятия. Даем технику, защитную форму. Ребенку нужно просто сесть и поехать. Конечно же, с тренером. Если получилось и появилось желание продолжать, то ждем у себя в клубе. Но чаще бывает так, что приходят мальчишки, настроенные на занятия, но после пробного заезда отказываются. Просто становится страшно, даже тронуться с места не могут! Спортсмены, которые сейчас состоят в «Вираже», смогли поехать с первого раза. Вот и весь отбор.
На занятия приходят дети с пяти лет. Естественно, все качества и умения приходят к ним через годы тренировок. Геннадий Субботин всему научит. Бояться нечего. Все начинают с малых скоростей. По себе помню: сын едет, а я рядом
— От чего зависит успех ребенка?
— Здесь сочетаются несколько факторов: нужны не только умение тренера и желание юного спортсмена, но и помощь родителей. Геннадий Субботин — замечательный тренер, воспитавший в нашем городе четырех мастеров спорта. Он знает подход к каждому члену клуба, работает на прогресс. Подбирает нагрузку, четко опираясь на способности ребенка. Главное – характер юного гонщика. Но и без родителей никуда. Практически все они присутствуют на тренировках. Поддерживают ребят, советуют. Но бывает и обратное: мы обычно хотим большего от своих детей, чем они могут показать. Начинаем говорить «давай, ну ты же можешь быстрее, гони». Вот тут вмешивается тренер, если чувствует, что спортсмен не готов. Все через это прошли, и я не исключение.
— Как сейчас обстоят дела в «Вираже»? Какие планы у клуба?
— Если говорить о материальном обеспечении, то пока что мы живем на грант, который получили в прошлом году за проект «Доступный мотокросс». Он победил на конкурсе Фонда президентских грантов. На прошедших в Сызрани Всероссийских соревнованиях проект и был осуществлен. Ребята могли и могут сейчас прийти к нам в клуб и попробовать свои силы в мотокроссе.
Однако всегда стоит вопрос, где в дальнейшем брать средства. Мы, конечно, получаем помощь от города, иногда от минспорта региона. И очень благодарны за нее. Но парк техники изнашивается и просит немалых вложений. Есть и еще ряд проблем: отопление и косметический ремонт здания клуба. Без отопления здание долго не выстоит, да и детям заниматься в холоде нельзя. На это средств нет.
И все же главное – это спортивные успехи. Нас радуют сызранские гонщики. И воспитанники «Виража», и подопечные тренеров Михаила Игонина и Алексея Лобанова. Все ребята способные. Одни из самых перспективных, от младших к старшим: Никита Лобанов, Михаил Колосков, Матвей Петров, Никита Ионов, Илья Колосков и Евгений Чуянов.
В ближайших планах у нас зимние тренировки. Ждем, когда снег укрепится, и вперед. Готовимся к заездам. 15 февраля 2020 года ждем горожан на областной зимний кросс. Надеемся, что сызранские мотогонщики покажут хорошие результаты.
Наталья СОКОЛОВА
Волжские вести в субботу
Источник: Маленькая Сызрань