Известно, что летчики — люди суеверные. Будь их воля — не поднимались бы они в небо 13-го числа. Да еще по понедельникам. Но война есть война.
Это случилось 13 декабря 1999 года. В тот день группа вертолетов выполняла задачу по поиску и эвакуации летчика Су-25, сбитого боевиками в Аргунском ущелье.
При выходе из ущелья экипаж Ми-24 в составе командира Андрея Совгиренко и оператора Александра Иванова обнаружил, что с левого склона боевики начали обстрел летящих впереди вертолетов. Из-за низкой облачности и ограниченности пространства маневр атаки был невозможен. Командир решил закрыть бортом своей машины впереди летящие вертолеты и принял основной удар противника на себя. Совгиренко и Иванов погибли. Но ценой своей жизни они спасли экипажи трех вертолетов. Указом Президента РФ от 5 июня 2000 года Андрею Совгиренко было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
13 декабря 2019 года исполнилось двадцать лет со дня гибели командира вертолета Ми-24 Андрея Совгиренко. Но боль от потери не утихает. Каждый год вдова Андрея Викторовича Лариса Юрьевна и их сын Игорь приезжают к нему на могилу в деревню Леониха Московской области.
Много лет прошло, но первую встречу со своим будущим мужем Лариса Юрьевна помнит до мелочей. Тогда она просто прогуливалась с подружками по улице в военном городке, где жила. Навстречу шли несколько курсантов. Как водится, после дежурных приветствий началась беседа. На первый взгляд, ничего не значащая.
Так случилось, что из двух компаний только Андрей и Лариса стали встречаться. Она тогда училась в педучилище. Он — курсант СВВАУЛ.Вспыхнувшее чувство между ними росло и крепло. Через год поняли, что уже не смогут жить друг без друга. Так появилась молодая офицерская семья.
А дальше все складывалось так, как обычно происходит с такими же, как они: назначение и служба. Судьба забросила Совгиренко в г. Коростень Житомирской области.
Конечно, по своей специальности учителя черчения Лариса трудоустроиться не могла: не знала украинского языка. Это уже и в те далекие восьмидесятые служило препятствием. Но молодая женщина никогда не чуралась никакой работы. Так была воспитана. Какое-то время трудилась даже нянечкой в детском садике, а потом стала воспитателем.
У мужа карьера тоже складывалась хорошо. Сначала он был пилотом-оператором, затем — командиром Ми-24. А в семье подрастал сын Игорёк, которого Андрей просто обожал. Жили дружно и счастливо.
На мой вопрос, каким мужем и отцом был Андрей, Лариса Юрьевна отвечает не сразу. Это только говорят, что время лечит. Нет, не лечит. Может быть, уходит острая боль, но тупая — остается. И на всю жизнь.
— Прекрасным, — тихо скажет вдова. — Лучше не бывает. В людях он ценил больше всего верность и надежность. Этими качествами обладал сам. Очень любил музыку и автомобили. Был отличным водителем.
Пройдет время, и разра-зится первая чеченская война.
— Андрей улетел на несколько месяцев, — вспоминает моя собеседница. — А мы с сыном с нетерпением ждали его. Как-то в одном из новостных блоков он даже мелькнул по телевизору.
Можно только представить, как екало сердце любящей женщины, как ждала она весточки от мужа. Тогда ведь не было никакой сотовой связи!
Когда командировка закончилась, стало известно, что Андрея наградили орденом Мужества. Впрочем, летчик не любил говорить о войне. Он был настоящим офицером, мужчиной, выбравшим для себя профессию на всю жизнь. А потом — вторая чеченская война, с которой Андрей уже не вернется.
Пройдут годы. Лариса вернется в родную Сызрань и будет воспитывать сына, который, повзрослев, получит хорошее образование. В настоящее время Игорь живет в Москве.
— В 2018 году для нашей семьи было полной неожиданностью известие о том, что Андрею установлено сразу три памятника, — с волнением говорит моя собеседница. — Один — в микрорайоне Чкаловском г. Щелково. Там живет мама мужа Галина Васильевна. Второй — в Вязьме, где был полк, в котором служил мой муж. А еще его бюст установлен в сквере Героев в Пятиморске Волгоградской области. Конечно, огромное спасибо всем тем, кто так бережно чтит память об Андрее вместе с нами.
Мы долго беседовали с Ларисой Юрьевной, рассматривали семейные фотографии. И везде на них Андрей — красивый, с доброй, широкой улыбкой на лице и твердым взглядом. Таким он и остался навечно в памяти родных и близких.
Нина СУГЛОБ
Волжские вести в субботу
Источник: Маленькая Сызрань