Во время Великой Отечественной войны имя Сергея Щирова стало в СССР едва ли не нарицательным. Даже в Политиздате был издан плакат со слоганом «Бей по-Щировски!». Герой Советского Союза и Народный герой Югославии в послевоенные годы был арестован при попытке бегства из страны и отправлен в ГУЛАГ. Что заставило отважного лётчика предпринять столь отчаянный шаг и как сложилась его судьба в дальнейшем?
Легендарный лётчик
Он был выходцем из простой крестьянской семьи, родился в 1916 году в Запорожской области. С 11 лет жил в Севастополе, где окончил пять классов, поступил в ФЗУ и всерьёз увлёкся небом. Он учился в планерной школе, занимался в аэроклубе, учился в Качинской военной авиашколе лётчиков.
С самого начала Великой Отечественной войны Сергей Щиров воевал. Уже через неделю после нападения фашистской Германии он открыл свой боевой счёт, сбив немецкий одномоторный Хеншель-126. Лётчик отличался бесстрашием и отвагой, казалось, в небе ему не было равных.
Даже после того, как его самолёт был подбит, а сам Сергей Щиров получил многочисленные ожоги, он не ушёл на штабную работу, а после перевода в другую часть освоил новый истребитель и продолжал совершать боевые вылеты. Он не был безрассуден, напротив, каждый полёт лётчик тщательно продумывал, обсуждал тактику действий с лётчиками своей эскадрильи.
На его личном счету было 18 сбитых вражеских самолётов и 340 боевых вылетов. О Сергее Щирове ходили легенды, а немцы боялись советского аса. В конце 1942 года он стал Героем Советского Союза. Несмотря на то, что лётчик с 1942 года считался инструктором истребительного полка, Сергей Щиров продолжать подниматься в небо и участвовал в боях, хотя вполне мог заниматься только обучением лётчиков.
В 1944 году он успешно выполнил специальное задание правительства по эвакуации и доставке в указанное место югославского маршала Иосипа Броз Тито. И получил за проведённую операцию звание Народного героя Югославии.
Сломанная жизнь
История умалчивает о том, где и при каких обстоятельствах бесстрашный лётчик познакомился с красавицей Софьей Вольской. Уже в ноябре 1944 года он стал счастливым мужем и надеялся прожить вместе с супругой долгую счастливую жизнь.
Однако в тот момент он ещё не знал, сколько жестоких ударов подготовила ему судьба. Уже после войны на жену лётчика обратил внимание Лаврентий Берия, которого не смущало ни семейное положение понравившейся женщины, ни её нежелание вступать с ним в связь. В жизни бесстрашного лётчика начался самый настоящий ад.
В квартиру, где проживал Сергей Щиров вместе с женой, в любое время суток могли ворваться подручные всесильного Берии. Они увозили Софью, не обращая внимания на протесты мужа и слёзы его супруги. Впрочем, Софье Вольской Берия открытым текстом сообщил: при её отказе пострадает не только она сама, но и её супруг, которого он, Берия, «лично сотрёт в порошок».
Боевой лётчик, Герой Советского Союза, офицер, для которого слова «честь» и «совесть» были далеко не пустым звуком, оказался бессилен перед маленьким и невзрачным, но всесильным Берией.
Подполковник Советской Армии слишком хорошо понимал, что его ждёт. Впрочем, последствия не заставили себя ждать долго: вскоре после войны Щиров был отправлен в Прикарпатский ВО в командировку, а затем уволен с военной службы и переведён из Москвы в Ташкент на должность начальника аэроклуба. Его супруга оставалась в столице.
В Узбекистане Сергей Щиров познакомился с Людмилой Вильчанской. Возникшие романтические отношения не могли заставить лётчика забыть об угрозе, нависшей над его жизнью. Поэтому он предпринял первую попытку побега за границу вместе со своей подругой. В марте 1949 года он попытался вылететь на самолёте У-2 вместе с Людмилой, однако взлететь не успел, а инцидент был рассмотрен, как мелкое нарушение порядка в виде несогласованного вылета воздушного судна. Тогда Сергея Щирова и Людмилу Вильчанскую никто не задержал.
Однако вскоре последовал вызов Щирова в столицу, и лётчик тогда уже знал точно: из Москвы он уже не вернётся. Сергей Сергеевич попытался бежать за границу во второй раз, теперь уже через Ленинакан. Он был задержан при попытке пересечения советско-турецкой границы в апреле 1949 года.
Дальше были обвинения в измене родине и пытки, после которых лётчик признался в шпионаже, попытке организации заговора и подписал все протоколы, признав тем самым свою вину. Он хотел, чтобы его судил военный трибунал, и рассчитывал во время процесса рассказать правду о своём аресте и причинах его преследования со стороны Берии, но ему не дали возможности предстать ни перед военным трибуналом, ни перед судом. Приговор Сергею Щирову был вынесен на совещании Министерства госбезопасности, где лётчика осудили на 25 лет. Соответственно, вскоре он был лишён всех своих боевых наград и звания Героя Советского Союза.
Он отбывал наказание в особых лагерях, а спустя два года после осуждения на 25 лет получил второй такой же срок якобы за готовящееся Щировым вооружённое восстание. В заключении Щиров всем рассказывал о том, что именно привело его в места лишения свободы, а ещё проверяющим и руководству задавал один и тот же вопрос: «Берию ещё не повесили?». Ни карцер, не многочисленные избиения не заставили его отказаться от попыток восстановить справедливость.
Печальный финал
Сергея Щирова освободили в 1954 году после рассмотрения Генеральным прокурором страны протестов, в которых объяснялась попытка бегства Сергея Щирова из страны тем обстоятельством, что лично Берия разрушил семью боевого лётчика и настоящего героя. Срок лишения свободы Сергея Щирова был снижен до пяти лет, а он сам был выпущен на свободу по амнистии.
После освобождения Сергей Сергеевич вернулся в родную Акимовку, где трудился фотографом и пытался добиться реабилитации. И требовал наказания тех, кто был виновен во всех его злоключениях, в том числе следователей и лагерных надзирателей. Но вместо ожидаемого восстановления справедливости Сергей Щиров оказался на принудительном лечении в психиатрической клинике, где и умер в 1956 году.
Реабилитировали лётчика посмертно уже в 1988 году по ходатайству однополчан, требовавших восстановления доброго имени своего боевого товарища. Сергея Щирова восстановили в звании Героя только в 1989 году.
Источник: Читай и думай, Сызрань!