Как выжить в условиях самоизоляции и не сойти с ума

Как выжить в условиях самоизоляции и не сойти с ума

Режим самоизоляции во многом изменил привычную жизнь людей. Основная проблема, с которой сегодня сталкивается взрослое население трудоспособного возраста: как не сойти с ума, находясь на работе в удаленном доступе?

Если учесть, что такое же дистанционное обучение введено у школьников и студентов, что малыши-детсадовцы круглосуточно находятся дома, лишенные возможности даже погулять во дворе, что родителипенсионеры, запертые в четырех стенах своей квартиры, начинают хандрить или паниковать, ситуация для 30-50-летних и впрямь становится
непростой. Рецептами того, как справиться с ней с наименьшими потерями, поделились эксперты-психологи.

Главный специалист по медицине труда комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, доцент кафедры госпитальной терапии СПбГУ Татьяна Веселова уверяет, что основным при работе на «удаленке» должно стать «правило зонирования». Причем касается это как территориального, так и временного «разделения зон».

— Важно научиться отделять свое рабочее место и рабочее время от места и времени досуга, — говорит Татьяна Веселова. — Даже если в маленькой квартире невозможно каждому члену семьи разойтись по комнатам, важно устроить каждому свой угол для работы. И четко соблюдать график: когда маму можно теребить вопросами и просьбами, а когда это строго запрещается.

Иначе получится как у одной из пользователей соцсетей, так описавшей свой режим работы на «удаленке»: «Мам, помоги, моя нога застряла в машинке! Мама, спаси, машинка застряла у меня в волосах! Мама, не беспокойся: машинка на свободе, она едет у тебя по спине».

Находясь круглосуточно дома, трудно избежать соблазна сдвинуть свой привычный рабочий график. Однако ни в коем случае нельзя превращать «рабочий день» в «рабочую ночь», утверждают эксперты.

— Важно придерживаться прежнего режима дня, — подчеркивает Татьяна Веселова. — Вставать в тот же час по будильнику, как вы привыкли. Обедать и ужинать в то же самое время. Строгий тайминг, четкие зоны работы и категорично установленные новые правила жизни — вот три кита, которые, по мнению Татьяны Веселовой, помогут
справиться с новыми вызовами.

Кстати, эти правила должны быть крепко усвоены всеми членами семьи. В том числе и пожилыми родственниками. Иначе у представителей старшего поколения зачастую возникает соблазн: раз сын или дочь дома, значит, их можно беспокоить звонками или просьбами в любое неурочное время. Нельзя! И разъяснить это надо четко и сразу.

Эксперты советуют даже проводить в семьях, находящихся на «удаленке», своеобразные утренние и вечерние «планерки» на манер производственных. На них следует обсуждать планы на день и подводить итоги дня, обязательно фиксируясь на вопросах: что ты сегодня сделал полезного? Что сегодня случилось важного? Какую радость получил каждый из членов семьи? Какую радость сам доставил другим?

— Старшее поколение в силу психофизиологических особенностей возраста более тревожно, чем молодежь, — говорит ведущий научный сотрудник отделения геронтологии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени Бехтерева Наталья Залуцкая. — Это надо понимать и нужно научить их включать рациональное мышление. Знаете, как говорят: тараканы могут пережить атомный взрыв, но умереть от удара газетой. Надо устроить общение со старшими родственниками так, чтобы минимизировать их панические настроения.

Что может этому способствовать? Четкая, как у молодых, структуризация дня. Возвращение к любимому, но почему-либо забытому хобби. Ограничение просмотра тревожных сводок новостей. Переключение на приятные эмоции:
телефонное общение с друзьями и знакомыми, обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов: нельзя допустить, чтобы вся жизнь крутилась вокруг коронавируса, в центре событий всегда должен оставаться человек с его душевными и духовными запросами.

Елена Вакнин, профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи РГПУ имени Герцена, напоминает:

— Комплекс мер само- и взаимопомощи в такой, как сейчас, ситуации всегда должен осуществляться на трех уровнях — телесном, душевном и духовном. Моряки говорят: «В шторм на корабле атеистов нет». Поэтому, помимо душевной поддержки и помощи продуктами и лекарствами, человеку в сложной обстановке необходима вера. Молитва, если мы ведем речь о воцерковленной личности. Обращение к высокому, к вере в то, что пандемия закончится, а жизнь будет
продолжаться.

— Ну а если взрослые дети чувствуют, что психологические состояние их родителей выходит из-под контроля, необходимо вовремя обратиться к специалистам — в геронтологические центры, где есть служба экстренной помощи, к психологам и психиатрам, на телефоны доверия, — подчеркивает Наталья Залуцкая.

Чем обернется в будущем режим самоизоляции? Не станет ли наше общество более разобщенным, индивидуализированным?

Эти вопросы кажутся экспертам неправомерными. По оценкам Натальи Залуцкой, наоборот: люди в обществе, уставшем от успехов тотальной цифровизации, пережив режим самоизоляции, охотнее будут ценить «мелочи» — поход в парикмахерскую, в кафе-мороженое, встречу с друзьями в парке.

Кроме того, вынужденная изоляция побудит людей стать гуманнее, заботливее и внимательнее по отношению к тем, кто в силу своего здоровья вынужден находиться взаперти всегда: к лежачим инвалидам, другим маломобильным категориям граждан.

Отмечают эксперты и другие несомненные плюсы работы в удаленном режиме на самоизоляции: например, из ежедневной жизни исключается «транспортная усталость» (в условиях мегаполиса у многих работающих людей на дорогу уходит, как правило, два-три часа в сутки, сейчас это время можно добавить к досугу). Меняется «офисная картинка» — новый стиль работы освежает взгляд на привычные вещи, что уменьшает риск профессионального выгорания.

Наконец, неизбежный в домашних условиях более гибкий график труда провоцирует у работника и работодателя новые идеи и подходы.

Источник: Читай и думай, Сызрань!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: