Вчера, 25 апреля, в Сызрани умерла ветеран Великой Отечественной войны Сайда Кузахметова. Но чтобы похоронить усопшую по мусульманскому обычаю — в течение суток после смерти, пришлось столкнуться с большими трудностями из-за пандемии. Все дело в том, что почившая проживала в селе Верхняя Терешка Старокулаткинского района Ульяновской области, но вот последние годы из-за плохого самочувствия, находилась у детей в Сызрани. Но пенсионерка, на момент смерти было 94 года, хотела, чтобы ее похоронили на родине, и попросила перед смертью родных выполнить ее волю. Однако въехать в село похоронной процессии в администрация поселения сперва не разрешали из-за пандемии. В решение проблемы пришлось задействовать главу Национально-культурной автономии татар Сызрани Ринада Шарафутдинова.
Корреспондент портала «маленькая Сызрань» связался с Ринадом Ирхановичем, чтобы выяснить, удалось ли провести обряд захоронения почившей согласно ее воле, в родном селе.
«Конечно, история получилась очень некрасивая — заслуженного человека, который столько сделал на благо родного села, поднимала его после войны, и не дать похоронить в родной земле, — пояснил Ринад Шарафутдинов. — И родственники ездили к местному чиновнику с просьбой, и справку возили, что бабушка умерла своей смертью от старости, а не от коронавируса, и я разговаривал, но ответ был один — нет и все, хороните в Сызрани. Мало того, мне даже пригрозили, что если даже похороним, то тело эксгумируют. Вот даже до чего дошло. Пришлось поднимать на ноги и нашу администрацию, и местных депутатов, муфтия, некоторые ульяновские СМИ, даже до администрации губернатора дошло. Подняли десятки людей из-за одного чиновника, который прикрывался несуществующим законом и не давал хоронить человека. И это в священный месяц Рамадан — в такой большой для мусульман пост. А ведь этот чиновник сам мусульманин, но чтобы не понимать важности традиций — у меня подобное даже в голове не укладывается».
И лишь глубокой ночью удалось попасть на кладбище, чтобы начать рыть могилу. Мало того, перед этим по мусульманской традиции необходимо провести обряд с муллой, но того не было. Необходимые молитвы пришлось прочитать Ринаду Шарафутдинову. Но уже когда почившую привезли к мечети, вышел мулла и провел обряд. Но сколько нервов это стоило родственникам покойницы, которые старались выполнить ее последнюю волю.
«Кладбище в Верхней Терешке находится в стороне от села. Через него даже проезжать не нужно было. Это лишний раз подчеркивает, насколько бездумно местные чиновники отнеслись к ситуации. Нельзя пододные деяния оставлять безнаказанными», — резюмировал Ринад Шарафутдинов.
По убеждению мусульман, умерший в большой праздник человек сразу попадает в рай. Это большое благо — умереть в священный месяц и дается оно не каждому. Почившая Сайда Кузахметова получила это милость от небес, но чиновники ее немного подпортили.
Источник: Маленькая Сызрань