Оказывается, что не только на Кавказе существовала традиция воровать невест, но и в Симбирской губернии, куда почти 150 лет, до 1928 года, входил и уездный город Сызрань. Правда, по большей части к крайней мере прибегали не столько по большой любви, как по необходимости.
Хранитель музейных предметов Кузина Людмила Сергеевна, используя материалы из фондов Сызранского краеведческого музея, рассказала, как все происходило в старину с похищениями невест. Свадьбы на Руси справлялись крестьянами преимущественно осенью. По деревням в это время шли бесконечные пиры. В одном селе народ до того развеселился на свадебных празднествах, что к концу мясоеда перед Рождественским постом не только в этом селе, но и в соседних местах в питейных заведениях оказался недостаток в водке. А потребность в ней в период сватовства была очень большой.
Высватал невесту, нужна водка — это называется «запил»; потом необходимо делать «пропой», иначе девку не отдадут; далее «сговор», свадьба, «княжой обед» и т. д. По милости всех этих церемоний каждый крестьянин, сыгравший свадьбу, залезал в такие долги, что только с годами бывал в состоянии исправить понесенные убытки. Отчасти для устранения таких расходов, отчасти во избежание подневольного брака или по другим каким побуждениям, во многих местах брачные союзы заключались путем похищения невест. Этот обычай был в большом ходу, что порой приводило к смешному.
В прошлом веке умыкание невест помимо их собственной воли встречалось в крайне редких случаях. Похищение по предварительному соглашению с девицей практиковалось во многих местах, в том числе и в Симбирской губернии. Родители редко соглашались выдавать своих дочерей в замужество, чтобы не лишиться в них дармовой рабочей силы. Это и было поводом самокруток или умыкания невест.
Сбежавшая и обвенчавшаяся пара, тем не менее, должна была в итоге получить благословение родителей невесты, но это удавалось не всегда.
Строгие отцы, особенно если находили, что их дочери составили себе плохую партию из-за того, что зять им не приглянулся по каким-то причинам, не прощали молодых. Более покорные дочери, боясь Божьего гнева из-за того, что лишены родительского благословения, в итоге возвращались под отчий кров. Однако девки своенравные и более свободолюбивые уведомляли женихов с просьбою увезти из родительского дома снова. Случалось, что одна и та же девка совершала такие путешествия «туда и обратно» до пяти раз.
Источник: Маленькая Сызрань