Каждый ребенок уникален, индивидуален. Таким набором качеств обладают и дети-инвалиды. Про них можно сказать, что они — особенные.
Такой ребенок — целый мир со своими радостями и огорчениями, особенным восприятием окружающей действительности. Которая, впрочем, не всегда добра к ним. У таких деток имеются специфические проблемы, ограничивающие способность к развитию. И, как правило, они не могут решить их без помощи взрослых и сверстников. Такие дети являются наиболее незащищенными, уязвимыми. Они часто подвергаются жестокости со стороны окружающих их людей.
Главные проблемы особого ребенка заключаются в недостаточности его связи с миром, бедности контактов со сверстниками, ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию.
Общество понимает необходимость принятия людей с ограниченными возможностями здоровья, выражает готовность оказывать им помощь, соглашается с пользой инклюзивного образования. Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию многих навыков и личностных качеств ребят. Таких как социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в собственных силах, самоуважение и т. д. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблемы, слушать и слышать иное мнение, отстаивать свою точку зрения, решать конфликты путем переговоров. В итоге — признавать право любого человека быть другим.
Что значит принять в школу особенного ребенка? Это не просто посадить его в класс и дать ему программу, основанную на образовательной. Перестроиться должны вся школа, климат, отношения. Необходимы изменения культуры класса, образа мысли учеников.
Потребность и готовность ребят включиться в инклюзивный процесс обучения вместе с особенными детьми формирует огромный потенциал в развитии общества в целом. Основной принцип такого образования заключается в том, что все люди равны, ценны как личности и нуждаются друг в друге. Это должно помогать особенным деткам адаптироваться в обществе. А остальным ребятам — воспитывать в себе толерантность и способность помогать другим людям.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным поведение ни свое, ни других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Смысл заключается в том, чтобы обратить внимание подростков на непохожих на нас людей, при этом показать, что и им тоже присуще стремление жить и творить. Вселенная посылает в мир особенных деток, наверное, для того, чтобы мы учились милосердию и чуткости по отношению друг к другу.
Толерантность — не только милосердие, терпимость. Главное — уважение любого человека. Это признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и т. д., но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Поэтому всем нам надо изменить свое мнение по отношению к особенным детям. Формируя у себя сопереживание к таким ребятам.
О. ГАЛКИНА, социальный педагог ГКУ СО «КЦСОН Западного округа»
Волжские вести
Источник: Маленькая Сызрань