Михаил Душухин: Место преступления всегда в пути

Михаил Душухин: Место преступления всегда в пути

Сколько времени у лихих людей занимает разгрузка одной тонны лома с железнодорожного состава. Какой криминальной профессией владеют их подруги жизни. Как различаются характеры российских городов. Где самые милые сердцу места. И чем предпочитает завершать свой деловой день молодой человек трех с половиной лет. Такие разнообразные и не менее захватывающие темы нам довелось обсудить с майором полиции Михаилом Душухиным (на фото слева) в год, когда подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы отмечают свое 40-летие.

Сейчас Михаил Александрович служит старшим оперуполномоченным отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы Сызранского ЛО МВД России на транспорте. За почти полтора десятка лет в транспортной полиции был он опером и по незаконному обороту наркотиков, и раскрытию преступлений по личной собственности. С блеском в глазах говорит: «Все интересно!». И сам признается, что никогда не забудет свой первый день на новой службе. Он пришелся как раз на женский праздник — 8 Марта.

— Поступило распоряжение: ехать по маршруту Сызрань-Звезда. Вместе с другими сотрудниками садимся в поезд. Мои товарищи раздеваются, располагаются. Ну, думаю, куда-то совсем далеко нас послали. На короткие расстояния принято электричкой ездить. Я до этого в поезд-то садился пару раз — в армию да из армии, — улыбается старший оперуполномоченный. — Сейчас уж, конечно, каждую станцию в лицо знаю.

Сколько потом будет на его профессиональном веку этих составов: и пассажирских, и грузовых. Постовым милиционером на платформе встречал, провожал их. Ездил в сопровождении поездов. Но большая часть его служебной биографии посвящена борьбе с преступными посягательствами на грузы.

Нелегкой задачей становится порой задержание похитителей металлов, дизельного топлива. Чтобы преуспеть в борьбе с расхитителями имущества, например, на железной дороге, оперу часто необходимы знания многих железнодорожных специальностей. К тому же у него должно быть понимание организации движения грузовых составов, их разгрузки, отстоя. Потому что преступники всеми этими знаниями и умениями обладают в полной мере.

— Чтобы слить цистерну, не срывают верхнее пломбировочное устройство. Используют нижний сливной прибор, он не пломбируется. Домкратом его поджимают, топливо собирают в таз, по шлангу помпой закачивают в свою емкость, — описывает детали криминальной технологии майор полиции. — Старшие товарищи рассказывали, что в 90-е так сливали колоссальные объемы. Сейчас нам удалось существенно снизить объем подобных хищений.

Случаются кражи с составов, больше похожие на курьезы. Но и они попадают в профессиональную оперативную разработку.

— В Октябрьске стали обнаруживать вскрытыми вагоны чуть не каждый день. Похищенное — печенье, соки, кириешки какие-то, — вспоминает Михаил Александрович. — Начинаем смотреть программу хождения вагона: где стоял, сколько времени. Понимаем, что долго остается на перегоне, когда Октябрьск не принимает. Сели в засаду. Повезло задержать воришек в первую же ночь. Пацаны: один едва совершеннолетний, двое еще подростки. Срезали запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ) и наотмашь выбрасывали его в Волгу. Мы поэтому на месте происшествия его и не находили. Нам они попались с лимонадом. Шесть упаковок успели сгрузить. Поймали одного, он тут же назвал еще двоих. Вызвали родителей. Любители вкусненького во всем сознались…

Голодными играми на железной дороге не пренебрегают и взрослые. Но они, конечно, берут объемом. Опытный оперуполномоченный вспоминает хищение гречки весом под четыре тонны. Преступники не только подкараулили момент, когда поезд встал на объездных путях, но и учли конфигурацию состава: там он образует дугу, и машинисту виден только хвост.

Настоящий бич нашего времени, отмечает Михаил Душухин, хищения металлолома с грузовых составов. В Сызрани, которая буквально опутана железнодорожными путями, таким криминальным промыслом заняты целые организованные группы. В них каждый — на своем месте: один сбрасывает лом с полувагона, другой оттаскивает, третий грузит и т. д. По практике оперативников, чтобы похитить тонну металла, необходимо всего-то три минуты.

— Задерживали с поличным представителей этнической группировки, — вспоминает недавний случай майор Душухин. — Мы подъехали, а они и не пытаются скрыться, продолжают сгружать. Спустились с полувагона — их задержали. Сознались еще в одной краже, совершенной ранее. В этом Бородинском проезде преступникам чуть не из окна собственного дома отлично видно, какие поезда подходят: одна ветка на Ульяновск, другая на Жигулёвск. Для них это профессия. Так что там нам работа всегда будет. А у женщин их, знаете, какая криминальная специализация? Они ездят в большие города, а там — карманные кражи, ну и погадать, конечно, мошенничество, в общем.

Большие и малые города и веси повидать довелось и Михаилу Душухину: ездил и сквозным сопровождением поездов, и по следам похищенных грузов. Ведь при его специализации место преступления всегда в пути. Крупное хищение антифриза, выявленное в Сызрани, завело его в Подмосковье. А вытащенный краном груз на станции Канадей отправил Душухина с товарищами в командировку на Урал. Документацию и компьютеры изымали в пафосном бизнес-центре «Высоцкий». Местные коллеги очень помогли тогда сызранским операм. Стоит отметить, что с другим отношением за все годы службы майор Душухин и не сталкивался.

Впрочем, взаимодействие отлажено не только внутри полиции. Без сотрудничества с транспортными организациями, знания особенностей их функционирования в сфере грузовых и пассажирских перевозок, без тесной связи с населением работа не была бы эффективной. Поэтому за годы службы Михаил Душухин имеет более двух десятков поощрений не только от своего руководства. Его вклад в безопасность на железной дороге высоко оценивают городские власти и железнодорожное начальство.

— Большим преимуществом своей работы считаю возможность посмотреть страну. Она у нас необъятная. И в каждом городе свой дух. Вот Питер. Красиво! Но сверни немного с парадных площадей и проспектов: блеск и нищета. Челябинск — город с мужским характером, суровый. Екатеринбург — само гостеприимство, — делится впечатлением Михаил Александрович.

Бывал он и за границей, и на наших курортах — уже не по службе, на отдыхе. Но милее сердцу родного Студенца Кузоватовского района Ульяновской области ничего нет. Здесь — корни Михаила. Защищая эту землю, на далеких фронтах Великой Отечественной без вести пропали два его прадеда. Здесь вместе с другими детьми войны вырос и потом всю жизнь работал дед Алексей Николаевич Щукин. Сюда на все лето мальчишкой к бабушке приезжал сам Михаил. Теперь в Студенце настоящее раздолье самому новому поколению Душухиных. Софии еще только четыре месяца. Зато старший Димка очень ценит возможность безграничной свободы, и никакие гаджеты в деревне ему уж точно не нужны. А вообще, в свои три с половиной года он точно знает, чего хочет от жизни. В конце каждого рабочего дня по пути от бабушки домой просится у отца в дежурную часть полиции на вокзале Сызрань-1. Как это вечерний развод пройдет без него? Может быть, так и зарождается династия…

Елена ЕФАНОВА
Волжские вести

Источник: Маленькая Сызрань

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: