Для многих верующих сызранцев день 25 июня — один из главных в году. Согласно одному преданию, пастухи, пасшие скот около ручья немного ниже Кашпира, однажды заметили над родником необыкновенное сияние, и это явление повторялось несколько дней подряд. Пастухи пошли на то место, откуда исходило сияние, и обнаружили на камне образ Богоматери. Они сообщили об этом жителям села Кашпира. Икону перенесли в приходской храм, но в первую же ночь она было возвращена на место своего явления. Утром жители, узнав об этом, вновь пришли к роднику и усердно молились перед иконой. После этого священники с иконами и хоругвями подошли к образу, отслужили молебен и вновь перенесли икону в храм.
В Кашпирской крепости, близ места своего явления, икона находилась недолго. В 1730 году Кашпир был приписан к Сызрани. Жители города пожелали иметь чудотворную икону у себя. С крестным ходом икона была перенесена в Христорождественский собор. Однако на другой день святой образ оказался на месте своего явления. Тогда жители Сызрана решили крестным ходом перенести чудотворную икону уже не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь. При этом они дали обет за себя и за потомство в будущем брать ежегодно святой образ из обители в город для общественного молебствия. Был назначен день крестного хода — 12 июня (25 июня по н.ст.). Жители Сызрана утром сошлись в соборный храм, а оттуда двинулись к Кашпиру.
По прибытии к роднику был отслужен молебен, затем чудотворная икона была поднята верующими в специально приготовленном киоте, и процессия направилась к Вознесенскому монастырю.
Икона была помещена в деревянном храме Вознесения Господня. Каждый год на источник, где она явилась, совершался крестный ход.
С пребыванием иконы в Вознесенском монастыре связано чудо. В Сызрани жил отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. В 1738 году полностью излечился. В благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный. В России тогда действовал введенный еще Петром I запрет на сооружение каменных зданий за пределами Санкт-Петербурга. По некоторым сведением, для получения разрешения на постройку каменного храма, Борисов ездил в Москву, к императрице Анне Иоанновне. Как бы то ни было, к 1739 году каменный храм Вознесения Господня был построен. В 1855 году, в связи с постройкой нового Вознесенского храма эта церковь получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери. В этой церкви и хранился чудотворный образ Пресвятой Богородицы Феодоровской.
В 1789 году икона по ходатайству купцов Жучкова и Крашенинникова была отправлена в Москву, где была обновлена и выложена в серебряную позолоченную ризу с венцом и короной, украшенной камнями. Помещалась она в вызолоченной раме на треугольном пьедестале, пожертвованном в 1889 году княжной Екатериной Васильевной Урусовой. В 1911 году на Феодоровскую икону была выписана новая риза, серебряная, вызолоченная, с таким же венцом и эмалевыми украшениями.
Икона Феодоровской Божией Матери находилась в Свято-Вознесенском мужском монастыре вплоть до закрытия Феодоровского храма в начале 1930-х годов. Верующим горожанам удалось спасти икону от советской власти, пряча её по домам. Уже в 1944 году после открытия Казанского собора чудотворная икона была перенесена туда жителями Сызрани. Там она находится до сих пор.
Люди верят, что молитва перед Феодоровской иконой Богородицы Божия благодать через святую воду исцеляет от онкологических заболеваний, а бездетным посылает потомство.
Источник: Маленькая Сызрань