«video»>
Любовь Пономарёва — доктор медицинских наук, профессор кафедры сестринского дела СамГМУ, Заслуженный работник здравоохранения РФ, Заслуженный работник образования Самарской области, Почетный гражданин г. о. Сызрань. Она всегда открыта и доступна для общения. Эта встреча тоже была живой и интересной.
— Любовь Алексеевна, скажите пожалуйста, думали ли Вы в юношеские годы, что станете руководителем и научным деятелем?
— Конечно, нет, не думала об этом, хотя училась всегда почти на одни пятерки.
Школу я окончила с одной четверкой по алгебре. И представить в то время не могла, что докторскую степень буду защищать на основе математического моделирования!
В детстве я мечтала стать педагогом. В шесть лет уже умела читать и писать. У меня была няня, которая вместе со своей мамой в сталинские времена отбывала ссылку в Казахстане. И в 1953 году, когда я родилась, они приехали в Сызрань. Обе не умели ни читать, ни писать. Очень хорошо помню: у нас в доме была перегородка, покрашенная масляной краской. И я на ней показывала, как надо писать буквы.
— Когда пришло понимание того, что станете врачом?
— Цель стать педагогом меня преследовала всегда. Но в 11 классе я попала в больницу с подозрением на серьезный недуг и в день выписки твердо решила, что стану детским врачом. Для родителей это было очень неожиданно. После окончания школы поступила в Куйбышевский медицинский институт на факультет педиатрии. Затем трудилась в практическом здравоохранении 11 лет. А в 1987-м меня пригласили на работу в тогда еще медицинское училище. И менее чем через год назначили на должность директора. Вот уже более 30 лет я руковожу колледжем, совмещая эту работу с деятельностью врача-педиатра. В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2003 году — докторскую на тему «Системный подход к технологии среднего медицинского образования». Случилось так, что и родной сын, и трое приемных детей пошли по моим стопам. Посвятили свою жизнь здравоохранению и педагогике. Сын стал кандидатом наук, доцентом кафедры ортопедической стоматологии, заместителем директора института стоматологии Самарского медицинского университета. Не скрываю, я очень им горжусь. А еще тем, что многие сотрудники колледжа, имеющие высшее образование, защитили свои дипломные работы под моим руководством на «отлично».
— А как, по — Вашему, надо строить свою профессиональную жизнь?
— Я никогда не ставила перед собой карьерные цели и всегда рассчитывала на то, что люди, которые по уровню компетенции превосходят меня, обязательно увидят и оценят итоги моей деятельности. Цель — не подняться выше, а работать добросовестно, честно, рационально, со знанием дела и получать результат. Весь коллектив колледжа знает, что основное требование руководителя — итоги. По результатам судят и о нашем учреждении. По независимой оценке качества деятельности образовательных организаций, а их в области 49, мы заняли вторую позицию. Этот рейтинг определен на основе мнения 18 тысяч человек. Они высказывались по таким критериям, как открытость, доброжелательность, комфортность и качество. И это, прежде всего, достижения наших учащихся, поскольку они — основной ресурс колледжа. Также мы имеем сертификат «Лидер отрасли». Являемся лучшим колледжем России в номинации «Лучший инновационный проект». Как таким не гордиться?! Но при этом мы ничего не форсируем, а планомерно реализуем те задачи, которые поставлены в системе подготовки кадров, и год за годом получаем результат.
— Любовь Алексеевна, а какой стиль руководства присущ именно Вам?
— В колледже существует метод оценки такого стиля и удовлетворенности коллектива процессом управления. Это касается не только меня, но и моих заместителей, всего руководящего звена. Исследование проводится ежегодно, анонимно. И результаты показывают, что довольных сотрудников больше, чем недовольных.
Данная методика позволяет определить, по какой функции управления существуют проблемы. По результатам такой оценки у меня — демократический стиль. Но здесь надо отметить один момент. При осуществлении руководства приходится интегрировать несколько стилей.
— На Ваш взгляд, какова основная проблема здравоохранения в настоящее время?
— Безусловно, прежде всего — нехватка врачебных кадров в первичном звене здравоохранения. На одного доктора приходится очень большое количество пациентов. Наша задача в этой ситуации, во-первых, — подготовка фельдшеров к самостоятельному приему больных. Во-вторых, реализация программы дуального обучения по той же специальности, а также акушеров и медицинских сестер.
— Знаю, что Вы привыкли работать в команде…
— Да, я создавала ее на протяжении ряда лет и горжусь своими кадрами, когда каждый отвечает за свой участок работы. Это Наталья Бурлова, Юлия Баринова, Юлия Минеева, Наталья Бутузова и Татьяна Биркалова.
А еще я всегда говорила и еще раз повторю, что наши учащиеся — самые умные. Девочки-медики — самые красивые, самые воспитанные в городе. А сейчас еще появились и ребята, обучающиеся по специальности «Правоохранительная деятельность», которых готовят только два колледжа в Самарской области.