Открытие Александровского железнодорожного моста через Волгу около Сызрани состоялось 30 августа 1880 года. Вот уже 140 лет монументальное сооружение, возведённое некогда великими русскими инженерами под бдительным взором императора Александра II, продолжает служить во благо страны.
Возведение самого длинного моста в Европе в качестве, позволившем ему отлично сохраниться до наших дней, – заслуга огромного количества людей. Но есть в этом процессе и некая магия или химия, позволившая объединить вокруг этого дела лучших людей того времени, интересы которых удачно сложились, и они смогли отработать проект на пределе своих возможностей.
Особую роль в грандиозном строительстве сыграл император Александр II. Он понимал острую необходимость строительства моста, который соединит впоследствии центральную Россию с Сибирью и Азией. Волей императора, пожелавшего посвятить новый мост 25-летию своего правления, здесь были собраны лучшие умы и привлечены необходимые ресурсы со всей страны. Император Александр II лично курировал ход строительства.
Проект моста разработал выдающийся русский инженер и учёный в области мостостроения, профессор Петербургского института путей сообщения Николай Белелюбский. Грандиозные планы учёного воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский. Возведением опор моста занимались инженеры Рейнер и Кнорр. Всего на стройке, поразившей своим размахом современников, были задействованы 2,5 тыс. рабочих и около сотни инженерных специалистов. Использовались три парохода и 73 баржи.
Бутовый камень для «быков» брался из Жигулёвских гор в 135 верстах выше моста. Отсюда же было привезено свыше 10 млн пудов известняка. Ледорезы опор покрывались выборгским гранитом и валунами с реки Шексны. Из Риги по железной дороге доставили миллион пудов цемента и свыше 140 тыс. пудов железа для кессонов. Из Финляндии – 340 тыс. пудов финского гранита и валунов. Специально по заказу правительства на Склессенских металлургических заводах Бельгии было изготовлено 13 мостовых пролётов.
Кроме того, организаторы строительства понимали важность создания комфорт-ных условий для рабочих. Рядом была возведена целая инфраструктура: жилые дома, бани, больницы, конторы, мастерские, склады.
Гружённый бензином танкер «Волгонефть-268» 6 декабря 1980 года врезался в седьмую опору Сызранского моста. Носовая часть судна была сильно разворочена. Ущерб судну составил гигантскую по советским меркам сумму – 80 тыс. руб. Скупые строки хроники сообщают, что повреждения моста были незначительными.
Удивляет тот запас прочности, который вложили в сооружение его создатели. Они строили на века и явно обладали даром предвидения будущего. Ведь флот, ходивший в то время по Волге, был деревянным.
За 140 лет своей истории Александровский мост пережил, не без потерь, события Гражданской и Великой Отечественной войн. Во времена жёсткой конфронтации мост как стратегический объект всегда попадал в поле зрения противоборствующих сторон.
Тяжёлые испытания выпали на долю Александровского моста в годы революции и Гражданской войны. Печальные страницы в его историческую биографию были вписаны руками чешских интервентов.
Чехословацкий корпус, сформированный до революции, состоял в основном из пленных чехов и словаков, выразивших желание участвовать в Первой мировой войне на стороне России. Однако свершившаяся Октябрьская революция 1917 года и закончившаяся мировая война сделали непонятным статус тысяч вооружённых иностранных людей, оказавшихся внутри чужой страны.
В Сызрани весной 1918 года восстали пять эшелонов с чешскими легионерами. В сентябре отдан приказ о широком наступлении красных на Сызрань и Самару. При этом чехословацкое командование прекрасно понимало, что, если красные смогут взять Сызрань, тогда удержать Самару будет практически невозможно.
Чешские легионеры заранее заминировали знаменитый Александровский железнодорожный мост. К началу октября Сызрань была освобождена красными от чешских интервентов. В ночь на 4 октября после прохода чешских солдат через мост два пролёта этого грандиозного сооружения были взорваны.
Александровский железнодорожный мост смогли восстановить только к весне 1919 года.
Удивительно, но именно 4 октября, только уже 1942 года, мост переживёт новый волнительный эпизод в своей истории.
В годы Великой Отечественной войны по мосту с невиданной ранее частотой идут тяжёлые составы. С заводов на фронт поступает вооружение. С западных территорий эвакуируют в тыл людей и оборудование. Мост находится под надёжной охраной войск противовоздушной обороны. Фашистские стервятники не могли преодолеть мощную противовоздушную оборону. Поэтому они несколько раз сбрасывали с самолётов плавающие мины выше моста по течению Волги. Но их обезвреживали дежурившие бойцы пожарной команды.
Утром 4 октября 1942 года в небе над Волгой завязался воздушный бой. Над Сызранским мостом в очередной раз показался немецкий самолёт. Сержант Николай Шутов поднял в небо самолёт и вступил в бой с немецким Ю-88. На высоте 7 тыс. м он атаковал фашистский юнкерс и продолжал вести бой до полного израсходования боеприпасов. Видя, что самолёт противника уходит, а горючее в его самолёте заканчивается, Николай принял героическое решение. Он протаранил вражеский самолёт. Оба самолёта упали. Таран стоил Николаю Шутову жизни. Сбитые немецкие лётчик и радист были взяты в плен. За героический поступок сержант Николай Шутов был награждён орденом Ленина посмертно.
После разгрома немцев под Сталинградом линия фронта откатилась на запад и мост стал недоступен для атак дальней немецкой авиации.
Павел Арютин
Куйбышевский Железнодорожник
Источник: Маленькая Сызрань