COVID-19 практически «изжил» грипп в 2020 году, показывают отчеты зарубежных органов надзора за этим заболеванием. В частности, в США положительных тестов на грипп стало на 98% меньше, чем в 2019-м. В странах Южного полушария, где ежегодная эпидемия приходится на летний сезон, остались считаные случаи против десятков тысяч в прошлые годы. Российские эксперты объясняют такое положение дел более активной вакцинацией от гриппа, ужесточенными правилами личной гигиены, карантинными мерами и самоизоляцией. Однако не исключают они и непосредственного влияния SARS-CoV-2 на поведение в организме других вирусов. В Роспотребнадзоре «Известиям» ответили, что нынешний эпидемический сезон по гриппу в России только начинается и выводы о том, как повлияют меры против коронавируса на активность гриппа, делать пока рано.
Сдал позиции
В конце лета глава Роспотребнадзора Анна Попова предупредила, что осенью в Россию и другие страны Северного полушария придут штаммы вируса гриппа типов А и В, причем три из них — новые. Учитывая, что и российские, и зарубежные вирусологи указывают на смертельную опасность тандема гриппа и COVID-19, этот сезон грозит еще большим ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки.
Впрочем, возможно, этого удастся избежать. Опыт других стран говорит о том, что грипп в 2020 году практически исчез. Большой международный коллектив ученых во главе с Алисией М. Фрай — руководителем группы по профилактике и контролю гриппа в Национальном центре иммунизации и респираторных заболеваний (США) — показал, насколько количественно снизилось число случаев заболевания гриппом после нашествия на мир SARS-CoV-2.
Специалисты проанализировали данные примерно из 300 клинических лабораторий США, расположенных во всех штатах. Эти лаборатории не только исследуют образцы для постановки диагноза пациентам, но и отправляют результаты в Национальный центр иммунизации и респираторных заболеваний. Это позволяет довольно точно отслеживать эпидемиологическую ситуацию — в частности, по гриппу.
«Данные клинических лабораторий в Соединенных Штатах Америки указывают на снижение активности гриппа на 98%, если судить по проценту представленных образцов, дающих положительный результат», — сообщают авторы работы.
Если раньше число положительных образцов составляло почти пятую часть от всех взятых для исследования, теперь оно составляет лишь треть процента. Минимум по заболеванию гриппом за несколько лет демонстрируют не только США, но и другие страны.
В Южном полушарии сезон этого вируса приходится на летние месяцы. Согласно отчетам эпидемнадзоров из Австралии, Чили и Южной Африки, там активность гриппа была крайне низка. В частности, среди 60 тыс. тестов на грипп в Австралии лишь 33 дали положительный результат. В Чили это соотношение составило 21 тыс. и 12, в Южной Африке — 2 тыс. и шесть. Это означает, что меньше десятой доли процента протестированных были носителями вируса гриппа. Для сравнения, в прошлом году положительный результат дало почти 14% образцов.
Побочный эффект
Полученные данные вполне закономерны, признают и российские эксперты.
— Снижение детектируемых случаев гриппа, которое мы наблюдали весной в Северном полушарии и летом в Южном, безусловно, связано с пандемией COVID-19, — заявил и. о. директора Института биомедицинских систем и биотехнологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Васин. — Причем в Северном полушарии эпидемиологический сезон гриппа уже подходил к концу, когда началась пандемия COVID-19. Поэтому давать взвешенные оценки влияния распространения одной инфекции на другую сложно. В Южном полушарии, в котором эпидемиологический сезон гриппа приходится на летние месяцы, он полностью прошел в условиях пандемии. И снижение числа случаев лабораторно подтвержденного гриппа в таких странах, как, например, Австралия, Чили и ЮАР, было ярко выражено.
Объяснить такое резкое исчезновение гриппа можно множеством теорий. Например, весьма привлекательной кажется идея того, что иммунитет к гриппу сформировался благодаря COVID-19. Однако, по мнению Андрея Васина, он появляется у населения или естественным образом в результате ежегодных эпидемий, или в результате вакцинации. Учитывая, что заканчивается сезон гриппа в Северном полушарии зимой, когда началась пандемия, к этому моменту иммунитет был сформирован и COVID-19 на него никакого влияния оказать не мог.
Можно предположить, что службы, занимающиеся лабораторной диагностикой гриппа, особенно в начале пандемии, должны были в срочном порядке переориентироваться на выявление COVID-19.
— Это могло приводить к недооценке реально детектируемого числа других респираторных вирусов, в том числе гриппа, — отметил Андрей Васин. — Однако сейчас влияние этого фактора — по крайней мере, в странах с развитой системой лабораторной диагностики ОРЗ — сведено к минимуму.
Кроме того, существует и другое объяснение этой ситуации.
— Грипп, как и коронавирус, относится к респираторным вирусам, и потому меры, принимаемые для борьбы с COVID-19 (масочный режим, социальное дистанцирование, отмена массовых мероприятий и т.п.), очевидным образом сказались и на снижении числа случаев инфицирования гриппом, — пояснил доцент кафедр биофизики и физики живых систем МФТИ (участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Олег Батищев. — Кроме того, опасность тяжелого течения новой коронавирусной инфекции при одновременном заражении сезонным гриппом побудила многих людей привиться. Всё это в совокупности и привело к резкому снижению заболеваемости гриппом, что подтверждается выводами данной статьи.
Интересно, что принятые против распространения COVID-19 меры оказались даже эффективнее в борьбе с гриппом.
— Согласно гонконгским исследованиям, соблюдение социальной дистанции, самоизоляция, ношение масок, дезинфекция рук и помещений имели большее влияние на снижение частоты случаев именно сезонного гриппа, нежели распространение коронавируса, — сообщил иммунолог-аллерголог, доктор медицинских наук Андрей Продеус. — Тот режим самоизоляции, который в мире существует и существовал, в большей степени повлиял на распространение гриппозной инфекции.
Кстати, именно Китай является основным экспортером гриппа, о чем рассказал «Известиям» руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. По словам эксперта, новые варианты вируса гриппа формируются обычно на юго-востоке Китая, где повышенная влажность, умеренно тепло (10–14 градусов зимой) и большая скученность населения.
— В этих провинциях живут примерно 200 млн человек на довольно небольшой территории, — пояснил эксперт. — Юго-восточные провинции Китая находятся на пути миграции птиц, и там же большое количество птицефабрик. Там вирусы могут легко переходить межвидовые барьеры. Еще одним фактором является то, что в домах у китайцев (на юго-востоке) нет отопления, поэтому насморк является обычным делом для местного населения. Всё это создает идеальные условия для развития и мутации вирусов, поэтому в этой местности постоянно отбираются новые формы патогена.
Таким образом, по мнению эксперта, основной причиной уменьшения распространения гриппа стало временно приостановленное сообщение с Китаем.
Ложка меда
Впрочем, полностью исключать вклад эпидемиологических и вирусологических особенностей циркулирующих вирусов эксперты не спешат. Так, Андрей Васин рассказал «Известиям», что сочетанные респираторные вирусные инфекции встречаются не очень часто.
— Как правило, если в организм попадает два разных вируса, один из них будет иметь преимущество, что приведет к вытеснению другого, — пояснил эксперт. — Это вопрос уже из области фундаментальной вирусологии и эпидемиологии и на него уже так просто не ответить, так как он требует серьезного и, главное, длительного изучения. Так как SARS-CoV-2 — это новый и мало изученный вирус, мы не можем сказать, что будет, если человек одновременно заразится и гриппом, и SARS-CoV-2, как будет развиваться заболевание, будет ли оно проходить тяжелее, чем по отдельности.
Хорошая новость заключается в том, что пандемия COVID-19 (точнее, принятые против распространения SARS-CoV-2 меры) потенциально поможет снизить и число случаев заражения другими патогенами.
— Помимо гриппа, за время пандемии стали менее распространены кишечные инфекции, характерные для летнего сезона, — добавил Андрей Продеус. — Это связано с тем, что люди стали более ответственно относиться к правилам личной гигиены.
В Роспотребнадзоре «Известиям» ответили, что нынешний эпидемический сезон по гриппу в России только начинается и в настоящий момент делать выводы о том, как повлияют меры против коронавируса на активность гриппа, пока рано.
— Весной активная циркуляция SARS-CoV-2 среди населения России началась в конце марта, когда эпидемический сезон по гриппу в стране близился к концу, — добавила заместитель директора по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. — Введение ограничительных мер в конце марта (самоизоляция, масочный режим, дистанционный режим работы и учебы), безусловно, привело к снижению активности эпидемического процесса как COVID-19, так и других респираторных инфекций.
Минздрав РФ и ВОЗ на запрос «Известий» оперативного ответа не предоставили.
Ольга Коленцова
Анна Урманцева
Известия
Источник: Маленькая Сызрань