«video»>
Дома, машины, люди – словно игрушечные, разноцветные лоскутки земли, причесанные поля, шум двигателей и лопастей…
Прошло около пяти лет, а я до сих пор помню ощущения от первого полета на вертолете. В отличие от самолета, в иллюминаторе которого можно разглядеть только облака и размытые черты твердой и водной поверхностей, на вертолете все по-иному. Побывать в небе на этой винтокрылой машине – уникальный шанс хотя бы для того, чтобы взглянуть на привычный мир с высоты птичьего полета другими глазами.
— Вот, смотри, какая у нас тут техника стоит. Это самолеты, они, кстати, еще летают. А вот красавцы Ми-2, наши неизменные товарищи, — проводит мне экскурсию в Кряже по аэродрому ЦСКА Самара мастер спорта, неоднократный чемпион мира, РФ и СССР по вертолетному спорту Пётр Васильев. — Те самые Мишки, которые принесли нашему экипажу многочисленные победы на соревнованиях различного масштаба. Кроме одного раза.
— А ведь в 2015 году нашу технику не пустили в Дубай на Всемирные вертолетные игры, — вспоминает Пётр Викторович. — Якобы военной технике не положено. Просидели мы с Виктором две недели в ОАЭ и отправились домой.
— Ну, что, Пётр, полетели? — подоспел к нам второй талантливый пилот прославленного экипажа Виктор Дегтярь.
На прошлой неделе вертолетчики вернулись из Саратова, где выступили весьма удачно: три золотые медали на кубке России. Забирать все высшие награды свойственно нашему знаменитому экипажу. А 25 июля Васильев и Дегтярь отправятся в Минск — на крайние соревнования в этом году. Бороться за призовые места они будут уже на чемпионате мира.
Виктор Владимирович сел за ручку управления, Васильев начал грузить снаряжение для тренировок. А мне посчастливилось увидеть, как спортсмены готовятся к предстоящей вертолетной борьбе в Беларуси.
Легким движением руки Дегтярь приводит машину в действие нажатием многочисленных тумблеров и кнопок. Скажу сразу: когда впервые увидела кабину пилота, была поражена масштабностью панели управления. Даже умудрилась прочитать «главный редактор» вместо «главного редуктора», видно, летчиком мне не быть.
Первым у Васильева и Дегтяря были тренировки на разгрузку груза. Как рассказал Пётр Викторович, его придумали австрийцы, которые, как ни парадоксально, всю жизнь в них и проигрывают. Смысл заключается в том, чтобы за короткий промежуток времени снаряд в виде огромного мяча для американского футбола, подвешенный на веревку, окунуть в емкости с водой с борта вертолета (на фото).
Вы видели, как летает стрекоза? Уверяю, Мишка нашего экипажа двигается так же. Молниеносно взмывает ввысь, резко подлетает к бочкам. Дегтярь высокоточно управляет машиной, Васильев также целится в емкости. Непопадание в воду лишает участников призовых мест, касание снаряда о бочку отнимает баллы. Все сложно, но не для наших пилотов.
Отработали, приземлились на отдых. Пётр Викторович снимает шлем с мокрой головы. Поднимать и целиться шестикилограммовым грузом одной рукой, а второй держаться за ручку — та еще нагрузка! Физическая подготовка должна быть на достойном уровне, и это, между прочим, в 61 год.
Второе упражнение называется «Вертолетный слалом». Пилоты должны опустить металлическое ведро с отверстиями в воду, пронести его по каждым воротам и в поставить на конечную цель в виде стола.
Тут нужно отдать должное Виктору Владимировичу: техника пилотажа просто божественна. Вертолет выполняет немыслимые приемы с зависаниями, разворотами и разгонами. Многие автомобиль припарковать по зеркалам не умеют, а тут на вертолете нужно рассчитать дистанцию до препятствий.
Время приближалось к шести вечера. Пётр Викторович и Виктор Владимирович посадили винтокрылую машину и отправились в комнату отдыха. Я же, довольная снимками, ради которых меня пару раз снесло воздушным потоком, шла рядом. Нас ожидала дорога домой.
— Устали?- поинтересовалась я.
— Есть такое, — поделились взмокшие пилоты. — Стараемся же делать все точно и быстро, это залог нашей победы. В 2017 году на кубке мира мы обошли соперников всего лишь на одну десятую секунды.
Далее меня ждали рассказы из вертолетно-спортивной жизни, об особенностях работы техники и планах. С огромным интересом слушала, где-то с трудом улавливала инженерную суть, но точно осознавала одно: эти люди живут своим делом. Они просто идеально делают то, что умеют, незаметно для себя подавая пример для подражания и творя историю российского вертолетного спорта.
Наталья СОКОЛОВА
Волжские вести в субботу