Еда в мифах народов мира

Еда в мифах народов мира

Во многих верованиях еда выступает связующим звеном между профанным и сакральным. Религии указывают своим адептам, что, как и когда можно есть. Табу и жертвоприношения, здоровье и исцеление, рождение, смерть и обряды посвящения так или иначе связаны с едой. Автор телеграм-канала Food and Science Всеволод Остахнович выловил кое-что интересное из огромного религиозно-кулинарного котла.

Интересно посмотреть на связь народов с определенными продуктами. Например, у маори (коренных новозеландцев) особые взаимоотношения с бататом — сладким картофелем. Они называют его «кумара» и связывают с именем бога Ронго, отвечающего за культивируемые растения. Его имя переводится как «мир», который, очевидно, необходим для удачного посева и сбора урожая. А чтобы батат рос хорошо, маори втыкают в поля длинные шесты, символизирующие связь земли с богами. Раньше их украшали высушенными головами предков, а иногда по периметру поля расставляли каменные изваяния Ронго, чтобы он помогал растениям стать сильнее.

Иногда представители разных народностей оценивают свою пищу и с точки зрения того, какая энергия в ней содержится.

Например, жители полуостровной Малайзии оранг-асли считают, что все животные обладают душами, но разной степени силы.
Поэтому своих неокрепших детишек они сначала кормят рыбой, лягушками, мелкими птичками и улитками. Когда ребенок подрастает, в его рацион добавляются крысы и мыши. К 20 годам душа человека становится достаточно сильной, чтобы быть наравне с душами более крупных животных: обезьян, оленей, черепах, муравьедов. Их всех можно смело поедать. Взрослый человек может добавить в свой рацион змей, гиббонов и даже слонов. Беременных женщин оранг-асли оберегают и не дают им крыс, белок, жаб и мелкую рыбу. Но не потому, что это невкусно, а потому, что это считается опасным: мелкие животные передадут часть своей слабой души будущему ребенку, а это может плохо сказаться на его здоровье.

В Папуа — Новой Гвинее живут тробрианцы, которые сами себя называют «киривина». Беременные тробрианки боятся есть бананы и манго, так как думают, что ребенок может родиться похожим на эти фрукты — например, с гидроцефалией или деформированным животом. Для этого народа эта связь между пищей и жизнью имеет магическую природу.

Кроме того, киривина верят, что магии нельзя обучиться самостоятельно, ее нужно покупать у взрослых. Так молодые люди и поступают: дают старикам листья бананов, ямс или табак, а взамен получают несколько магических строчек. Самостоятельно составить заклинание они не могут, так как считается, что никто не может придумать новые магические слова. Поэтому у тробрианцев происходит постоянный обмен, и в результате пожилые люди обеспечены и едой, и самим средством обмена — ямсом. Этот клубень для коренных жителей является инструментом влияния. Некоторые просто сваливают его в кучу перед домом, чтобы похвастаться. Такой ямс гниет, а потом заменяется на новый урожай.

Майя превозносили кукурузу и упоминали ее в одном из главных памятников индейской литературы — рукописи Пополь-Вух.
В этом эпосе упоминается молодой бог кукурузы Хун Хунахпу, ежегодно погибающий под серпом жнеца, и люди, которые были созданы из початков белой и желтой кукурузы. Даже в наши дни майя готовят из кукурузной муки сладкий напиток атоле и каждые 260 дней преподносят его богам на празднике Wajxaqib’ B’atz’.

В Северной Америке индейское племя черноногих почитало съедобную псоралею (Psoralea esculenta, степная репа). Индейцы верили, что псоралея пришла с небес: сама богиня луны Коморкис научила Женщину в перьях, как собирать урожай репы.

Активистка Абаки Бэк опросила пожилых индейцев, как они питались раньше, и упомянула в своем отчете интересный факт. Оказывается, на языке черноногих Библию называют natoapsinaksin, это слово также переводится как «желудок бизона». Дело в том, что этот орган имеет множество складок и напоминает толстую книгу.

В даосском пантеоне есть святые — так называемые «восемь бессмертных», изображения которых часто можно увидеть и в храмах, и в ресторанах. На рисунках они пересекают Японское море на лодке, борются с демонами, а в этом им помогает архат (человек, вышедший из колеса перерождений).

Эта история тоже вошла в арсеналы кулинаров. В интернете есть рецепт супа с поэтичным названием «Восемь бессмертных, переплывающих море, прыгают вокруг архата». Видимо, какой-то повар вдохновился историей бессмертных и решил приготовить суп, используя акулий плавник, морской огурец, абалон, креветку, кость рыбы, рыбий пузырь, спаржу, ветчину (эти продукты представляют Восьмерых) и кусок курицы (он символизирует архата). Правда, есть исследователи, которые жаждут докопаться за истоков этого рецепта (и не могут). Они считают, что это всего лишь вымысел очередного блогера… Но это не мешает вам сварить этот суп себе.

Источник: Читай и думай, Сызрань!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перед отправкой формы: