Коронавирус, который за считанные недели распространился с рынка морепродуктов в китайском городе Ухань на весь мир, ослабил биржи. Но до обвала пока далеко: коррекция идет на фоне крайне высоких показателей конца 2019 года на фондовых рынках США. Между тем ученые говорят, что не успеют в этом году вывести вакцину в коммерческий оборот. Это значит еще год, прожитый под знаком пандемической угрозы. Какова «экономика эпидемий»? Во сколько обходятся пандемии рынку, и кто зарабатывает на них?
Ожидание хуже напасти
Коронавирус, который за считанные недели распространился с рынка морепродуктов в китайском городе Ухань на весь мир, ослабил биржи. Но до обвала пока далеко: коррекция идет на фоне крайне высоких показателей конца 2019 года на фондовых рынках США. Между тем ученые говорят, что не успеют в этом году вывести вакцину в коммерческий оборот. Это значит еще год, прожитый под знаком пандемической угрозы. Какова «экономика эпидемий»? Во сколько обходятся пандемии рынку, и кто зарабатывает на них?
Пандемии случались, но коллапса ни разу не вызвали. Самое заметное влияние на рынки оказал коронавирус 2003 года (атипичная пневмония), но и тогда падение было недолгим и в основном происходило на азиатских площадках. Потери мировой экономики оценили тогда в 0,1% мирового ВВП, или в $40 млрд. В «домашней» стране вируса, в Китае, тогда упали потребительские расходы: покупательская активность снизилась как из-за боязни посещать мегамоллы, так и из-за желания отложить деньги на случай вероятного апокалипсиса.
27 января рынок испытал самую значительную суточную коррекцию с октября 2019 года. При этом выросли акции фармацевтических компаний и производителей медицинских масок. Упали доходы в секторах пассажирского транспорта и туризма и в сфере люксовых товаров — этот сегмент всегда первым откликается на проблемы и колебания рынков. Аналитики тем временем называют 14 компаний, акции которых будет выгодно приобрести на фоне эпидемии.
Главные неприятности — у Китая. Ухань называют «китайским Чикаго». Именно он, как считали аналитики, должен был сыграть важную роль в обеспечении роста национальной экономики (ожидался рост в 7,8% против 6% в среднем по стране).
В начале 2019 года эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) заявили, что годовые убытки от эпидемий могут оказаться сопоставимыми с потерями от глобального потепления. «Пандемии — один из ключевых глобальных экономических рисков, и, как и в случае с изменением климата, крупные компании больше не могут себе позволить оставаться в стороне», — говорила член исполнительного комитета ВЭФ Ванесса Кандейас.
Не путать триггер с причиной
Эксперты ВЭФ обратили внимание на интересный парадокс. Благодаря успехам медицины смертность от эпидемий падает, однако экономические убытки растут. Интересно и то, что при этом частота вспышек опасных заболеваний повышается: этому способствует развитие туризма. В 1918-1919 годах «испанка» унесла 50 млн жизней, однако вызванный ей ущерб мировой экономике «померк» на фоне Первой мировой войны. Сегодня жертвы пандемий исчисляются сотнями, а убытки — миллиардами. Человек все лучше защищен от вирусов, однако мировая экономика все более уязвима перед ними. Возрастает значение психологического (медийного) фактора. Примечательно, что от «обычного» гриппа в этом сезоне только в Соединенных Штатах умерло 8200 человек, однако СМИ об этом говорят редко, и на рынки это практически никак не повлияло.
Врач, исцели экономику
Падение в секторе туризма — признак, сигнализирующий о том, что приоритеты потребителя в данный момент изменились. Это влияет и на другие отрасли, зависящие от его поведения. Потребитель не купит тур, а в поездке — магнит на холодильник. Но это с лихвой компенсируется приобретенными лекарствами. Медицина не просто спасает жизни — она спасает мировую экономику.
По прогнозу американской аналитической компании IQVIA, к 2023 году объем мирового фармацевтического рынка составит $1,5 трлн. В 2018 году он оценивался в $1,2 трлн. Правда, темпы его роста замедлятся. Это вызвано повышением доли дженериков, более дешевых аналогов, которые, соответственно, дают меньший стоимостной вклад. Если верить этому прогнозу, опубликованному год назад, темпы роста фармацевтического рынка в Китае также замедлятся — двузначные показатели, которые наблюдались там 10 лет назад, ушли в прошлое.
Помимо распространения дженериков, против рынка работает и прогресс технологий. Если прежде язва желудка требовала операции с 300-дневным периодом восстановления, которые обходились в $17 тыс., то теперь достаточно курса антибиотиков, а затраты составят менее $1 тыс. Конечно, экономике в целом от такого прогресса хорошо. Но медицинский бизнес не получил свои $16 тыс.
Помимо эпидемий, на фармрынок влияет огромное число других факторов: повышение стандартов качества жизни, рост ее продолжительности, развитие социальных страховых программ. Поэтому точное влияние эпидемий на медицинский рынок оценить трудно. Серьезный объем финансирования идет по исследовательским статьям и не отражается в статистике продаж готовых препаратов.
Хотя в общественном сознании прочно закрепилась точка зрения, что «врачи зарабатывают на болезнях», реальность несколько сложнее. Зарабатывают, но сами же оказываются жертвами прогресса. К тому же именно медицина смягчает удар по другим секторам экономики.
«Фарму» рано списывать со счетов
Мы хотели бы поспорить с ярким заявлением о том, что пандемии стали угрозой, сопоставимой с изменениями климата. Во-первых, как одолеть пандемию — в принципе понятно, а что делать с глобальным потеплением — не совсем. Во-вторых, инвестиции в медицину в большинстве случаев приносят быстрый и безусловный доход, который поддерживает всю экономику, тогда как импакт-инвестиции в глобальные изменения «здесь и сейчас» нередко имеют неочевидный результат.
Будущее наверняка окажется совсем другим, не таким, каким мы его представляем, и новые условия жизни могут вызвать заболевания, которых не было ранее и которые, возможно, даже не связаны с инфекциями. Мы уже видим распространение прежде редких болезней. Несмотря на неопределенность в финансовых прогнозах, медицина останется одним из самых привлекательных секторов для инвестиций. С пандемиями или без.
Источник: Читай и думай, Сызрань!